РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принят Государственной Думой 9 апреля 2025 года
Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2009, № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 15, ст. 2066; 2018, № 22, ст. 3042) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 1 после слова "сооружений," дополнить словами "требования изданных в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации правил классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правил технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов,";
2) главу I дополнить статьей 61 следующего содержания:
"Статья 61. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.";
3) статью 241 признать утратившей силу;
4) в части десятой статьи 26 после слов "или лицензиата" дополнить словами "на договорной основе", третье предложение изложить в следующей редакции: "Указанная экспертиза в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень, указанный в части второй статьи 275 настоящего Федерального закона, и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, а также в отношении строящихся судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.";
5) дополнить главой V1 следующего содержания:
"Глава V1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Статья 271. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимается деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган государственного регулирования безопасности), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии (далее - проверяемые юридические лица), требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормами и правилами в области использования атомной энергии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), условий действия разрешений (лицензий) посредством организации и проведения проверок (инспекций) проверяемых юридических лиц и мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии при осуществлении постоянного государственного надзора, указанных в части девятой статьи 275 настоящего Федерального закона (далее - мероприятия по контролю), мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченного органа государственного регулирования безопасности по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - положение о надзоре).
Порядок оформления, типовые формы документов, оформляемых при подготовке, проведении и по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю, устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии уполномоченный орган государственного регулирования безопасности вправе привлекать к проведению проверок (инспекций) специалистов организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, а к систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) - непосредственно такие организации. Привлечение указанных специалистов и организаций осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Статья 272. Планирование проведения проверок (инспекций) и их виды
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проводятся плановые и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной или выездной проверки (инспекции) в порядке, установленном положением о надзоре.
Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные, предусматривающие проверку всех вопросов обеспечения безопасности, и целевые, предусматривающие проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Порядок определения вопросов обеспечения безопасности, подлежащих проверке в ходе проведения проверки (инспекции), а также порядок принятия решения о виде проверки (инспекции) устанавливается положением о надзоре.
Плановые проверки (инспекции) проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок (инспекций) (далее - план проверок).
Внеплановые проверки (инспекции) проводятся по основаниям, указанным в настоящей статье.
Проект плана проверок разрабатывается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на основе дифференцированного подхода с учетом потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии, результатов систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также результатов проверок (инспекций), проведенных ранее в отношении тех же проверяемых юридических лиц и (или) объектов использования атомной энергии. Проект плана проверок подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проекта плана проверок и определения органа прокуратуры для согласования проекта плана проверок устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Порядок разработки плана проверок устанавливается положением о надзоре.
Максимальная частота проведения плановых проверок (инспекций) в отношении деятельности проверяемого юридического лица, осуществляемой на одном объекте, на котором в соответствии со статьей 275 настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не может составлять более трех проверок (инспекций) в год, для остальных проверяемых юридических лиц - не более одной проверки (инспекции) в год. Не допускается проведение плановой проверки (инспекции) до истечения девяноста календарных дней со дня завершения предыдущей плановой проверки (инспекции). Данные ограничения применяются к комплексным и целевым проверкам (инспекциям). Комплексная проверка (инспекция) проводится только в плановом порядке, за исключением проведения такой проверки (инспекции) по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица.
Основанием для включения комплексной проверки (инспекции) в план проверок является истечение на дату начала проведения комплексной проверки (инспекции) одного года со дня:
предоставления проверяемому юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
регистрации проверяемого юридического лица в соответствии со статьей 361 настоящего Федерального закона;
принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта объектов использования атомной энергии, в том числе используемых при эксплуатации объектов использования атомной энергии их элементов и систем, включая здания, помещения, сооружения, технические средства, оборудование и материалы;
окончания проведения последней комплексной проверки (инспекции).
Основанием для включения целевой проверки (инспекции) в план проверок являются результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны проверяемого лица за соблюдением им обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Внеплановая проверка (инспекция) может носить только целевой характер.
Внеплановая целевая проверка (инспекция) проводится при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом выданного уполномоченным органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), содержащие сведения об угрозе причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в случаях, определенных положением о надзоре;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности заявления юридического лица о предоставлении ему разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, заявления проверяемого юридического лица о переоформлении разрешения (лицензии), о внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), о прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 361 настоящего Федерального закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, свидетельствующих об изменении радиационной обстановки в связи с осуществлением проверяемыми юридическими лицами деятельности;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (при подтверждении личности гражданина, полномочий представителя организации), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о признаках нарушений проверяемыми юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешения (лицензии), об осуществлении деятельности и (или) о проведении работ, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, сведения о фактах изготовления предприятиями контрафактной продукции, продукции ненадлежащего качества, поставляемой на объект использования атомной энергии и влияющей на его безопасность.
Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом и седьмом части одиннадцатой настоящей статьи, подлежит согласованию с органом прокуратуры. Порядок согласования уполномоченными органами регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органа прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 273. Организация проведения проверок (инспекций)
Плановые и внеплановые проверки (инспекции) проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о назначении плановой проверки (инспекции) издается на основании плана проверок.
Срок проведения проверки (инспекции) в отношении проверяемого юридического лица или его обособленного подразделения (филиала) составляет не более десяти рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку (инспекцию), срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, но не более чем на двадцать рабочих дней. Порядок проведения исследований, испытаний, экспертиз устанавливается положением о надзоре.
В случае наличия у проверяемого юридического лица нескольких обособленных подразделений (филиалов) срок проведения проверок (инспекций), указанный в части второй настоящей статьи, исчисляется применительно к каждому обособленному подразделению (филиалу).
О проведении плановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о начале проведения плановой проверки (инспекции) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) путем направления указанного распоряжения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты проверяемого юридического лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен проверяемым юридическим лицом в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности или территориальный орган уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности проверяемого юридического лица причинен вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо возникла угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, предварительное уведомление проверяемого юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки (инспекции) не требуется.
В случае, если результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) свидетельствуют о признаках нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), внеплановые проверки (инспекции) в отношении проверяемых юридических лиц, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, могут проводиться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности без предварительного уведомления указанных проверяемых юридических лиц.
Учет проводимых при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проверок (инспекций), а также их результатов осуществляется в рамках ведения единого реестра проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 274. Предмет проверки (инспекции)
Предметом проверки (инспекции) является соблюдение проверяемым юридическим лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
При документарной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах проверяемого юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
При выездной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах проверяемого юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также оценивается соответствие осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий), фактическое соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
Статья 275. Режим постоянного государственного надзора
На отдельных объектах использования атомной энергии, а также на объектах, на которых осуществляется строительство судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками, устанавливается режим постоянного государственного надзора, предусматривающий возможность постоянного пребыва