Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Все
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа

ования, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;

ж) создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий;

з) укрепление международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

25. (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

26. (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

27. (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

28. (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

281. Основными показателями, характеризующими достижение целей, указанных в пункте 23 настоящей Стратегии, являются:

а) совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров, которые размещены на территории Российской Федерации, в которых используются технологии искусственного интеллекта и которые оснащены графическими процессорами, необходимыми для обучения моделей искусственного интеллекта (рассчитанная по методике, аналогичной рейтингу суперкомпьютеров "Топ-500"), в 2030 году должна вырасти не менее чем до 1 экзафлопса по сравнению с 0,073 экзафлопса в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

б) совокупный прирост валового внутреннего продукта за счет использования технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 11,2 трлн. рублей накопленным итогом по сравнению с 0,2 трлн. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в пункте 24 настоящей Стратегии);

в) ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 60 млрд. рублей по сравнению с 12 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "д", "е" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);

г) количество публикаций российских авторов на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А* в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 113 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);

д) количество публикаций российских авторов в журналах первого квартиля "Белого списка" в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 103 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);

е) численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области искусственного интеллекта, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15 500 человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

ж) доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 5 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);

з) уровень доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 55 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

и) доля приоритетных отраслей экономики с высоким значением индекса готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в 2030 году должна вырасти не менее чем до 95 процентов по сравнению с 12 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "г" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии);

к) объем затрат организаций на внедрение и использование технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 850 млрд. рублей в год по сравнению со 123 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии).

(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта (Пункты 29 - 33)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта  (Пункты 34 - 36)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта (Пункты 37 - 41)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Повышение доступности аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области искусственного интеллекта (Пункты 42 - 44)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Повышение уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий (Пункты 45 - 47)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта (Пункты 48 - 51)

(Подраздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

Повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта

 (Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

511. Основными направлениями повышения доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта, являются:

а) формирование гарантированного спроса на услуги поставщиков облачных вычислений по предоставлению вычислительных мощностей;

б) обеспечение доступа на льготных условиях научных работников, организаций - разработчиков программного обеспечения и отраслевых организаций к вычислительным мощностям, необходимым для разработки технологий искусственного интеллекта;

в) обеспечение доступа на льготных условиях обучающихся в образовательных организациях к вычислительным мощностям, необходимым для выполнения задач в области искусственного интеллекта;

г) поддержка и стимулирование поставщиков услуг облачных вычислений для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе предоставление льгот по тарифам на электроэнергию, кредитов на закупку оборудования со сниженной процентной ставкой, льгот при технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, ускоренная амортизация оборудования;

д) кооперация с государствами-партнерами в сфере вычислительных мощностей для выполнения задач в области искусственного интеллекта;

е) дальнейшее развитие отрасли электронной и радиоэлектронной промышленности для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе обеспечение в 2030 году массового производства на территории Российской Федерации конкурентоспособных микропроцессоров, применяемых в области искусственного интеллекта (включая нейроморфные и тензорные микропроцессоры), сопутствующего оборудования для сбора, обработки и высокоскоростной передачи данных, а также создание сложных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих формирование вычислительной инфраструктуры для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта;

ж) создание отказоустойчивых и катастрофоустойчивых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие информационных систем, в которых обрабатываются данные, необходимые для разработки и совершенствования технологий искусственного интеллекта;

з) регулярный мониторинг спроса и предложения на российском рынке вычислительной инфраструктуры, необходимой для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта, а также обеспечение сбалансированности таких спроса и предложения;

и) формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями полных и актуальных наборов данных, в том числе в соответствии с приоритетами развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления.

 

Поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта

 (Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

512. Основными направлениями оказания поддержки организациям - разработчикам технологий искусственного интеллекта являются:

а) государственная поддержка таких организаций (включая предоставление грантов), в том числе в целях дальнейшего совершенствования их продуктов и выхода на новые рынки;

б) обеспечение беспрепятственного привлечения инвестиций в развитие таких организаций на всех этапах их функционирования;

в) развитие навыков технологического предпринимательства в области искусственного интеллекта, в том числе разработка и поддержка акселерационных программ, проведение лекций и реализация иных инициатив в этой области в ведущих российских образовательных организациях высшего образования;

г) государственная поддержка коллективов, разрабатывающих решения в области искусственного интеллекта, в целях стимулирования к коммерциализации полученных ими результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта;

д) выявление и продвижение лучших отечественных организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта, в том числе путем создания системы эталонных метрик для оценки качества решений в области искусственного интеллекта;

е) использование единого механизма размещения в сети "Интернет" сведений о технологических компаниях, осуществляющих разработку и использование технологий искусственного интеллекта, в целях повышения информированности о них инвесторов и потребителей инновационной продукции (товаров, работ, услуг);

ж) совершенствование системы грантовой поддержки в области искусственного интеллекта, включая критерии отбора получателей такой поддержки;

з) разработка отечественных открытых библиотек искусственного интеллекта;

и) содействие созданию на территории Российской Федерации российских репозиториев данных и решений в области искусственного интеллекта, а также обеспечение доступа к указанным репозиториям.

 

Поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта

 (Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

513. Основными направлениями поддержки научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта являются:

а) реализация инновационных задач в области искусственного интеллекта, в том числе по разработке и адаптации больших фундаментальных моделей для их применения в отраслях экономики, по формированию условий для создания сильного искусственного интеллекта, повышения доступности искусственного интеллекта в целях его использования в повседневной жизни путем поддержки и создания новых исследовательских центров в области искусственного интеллекта;

б) стимулирование научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

в) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования междисциплинарных исследовательских проектов в области искусственного интеллекта в различных отраслях экономики, а также в других областях науки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

г) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования научных исследований и разработок технологий искусственного интеллекта и технологий, в которых в качестве инструмента для выполнения научных и прикладных задач используются технологии искусственного интеллекта, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

д) стимулирование организаций к проведению научных исследований в области искусственного интеллекта в собственных лабораториях и научных подразделениях, создаваемых в том числе на базе ведущих образовательных и научных организаций;

е) повышение привлекательности научной карьеры в области искусственного интеллекта для обучающихся по образовательным программам высшего образования и молодых ученых, в том числе посредством выплаты стипендий Президента Российской Федерации;

ж) разработка новых способов и инструментов формирования больших фундаментальных моделей для развития фундаментальных основ технологий искусственного интеллекта, а также разработка новых архитектур таких моделей;

з) обеспечение качественного развития российской науки в области искусственного интеллекта;

и) поддержка проведения фундаментальных научных исследований в области искусственного интеллекта, направленных в том числе на анализ последствий широкомасштабного внедрения технологий искусственного интеллекта, оценку его влияния на когнитивные способности человека, рисков замещения человеческого труда искусственным интеллектом;

к) формирование единого механизма взаимодействия научных групп по вопросам исследований в области искусственного интеллекта.

514. Качественное развитие российской науки в области искусственного интеллекта должно осуществляться путем:

а) закрепления показателей отнесения научных исследований в области искусственного интеллекта к высокому уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*) и среднему уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А и в научных журналах первого квартиля "Белого списка");

б) установления возможности корректировать программы исследований по искусственному интеллекту на ежегодной основе.

 

Повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта

(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

515. Основными направлениями повышения уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта являются:

а) внедрение в образовательных организациях высшего образования комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта;

б) развитие навыков создания моделей искусственного интеллекта, в том числе на основе передовых научных достижений, у специалистов в области искусственного интеллекта;

в) развитие навыков использования технологий искусственного интеллекта у выпускников образовательных организаций высшего образования посредством включения модулей по искусственному интеллекту в каждую образовательную программу (с учетом особенностей, связанных с отраслевой принадлежностью и направлениями подготовки);

г) развитие навыков сбора достоверной информации о событиях, явлениях и процессах в целях использования такой информации для развития технологий искусственного интеллекта;

д) повышение качества математического и естественно-научного образования, включая информатику, а также качества обучения основам искусственного интеллекта (в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ), создание условий для привлечения обучающихся к углубленной подготовке по этим направлениям;

е) развитие у талантливой молодежи интереса к изучению и разработке технологий искусственного интеллекта, в том числе увеличение количества и повышение привлекательности профильных конкурсов, олимпиад, летних школ, кружков и профориентационных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, включая способности к математике и информатике, проведение международных олимпиад для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам высшего образования, учет результатов олимпиад при поступлении в образовательные организации высшего образования, предоставление грантов, выплата стипендий и премий;

ж) создание для специалистов в области искусственного интеллекта, проживающих за рубежом, стимулов работать в российских организациях, включая упрощенный процесс получения виз такими специалистами и их родственниками и обеспечение им комфортных условий для работы и проживания в Российской Федерации;

з) информирование граждан и организаций о принципах использования технологий искусственного интеллекта;

и) популяризация и продвижение отечественных платформ онлайн-обучения, предоставляющих возможность получения свободного доступа к сертифицированным обучающим материалам в области искусственного интеллекта и современных информационных технологий, подготовленным ведущими отечественными центрами компетенций, а также возможность сдачи экзаменов и получения документов об образовании и (или) о квалификации по результатам прохождения такого обучения.

516. Внедрение в образовательных организациях высшего образования комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта должно осуществляться посредством:

а) разработки и ежегодной актуализации программ подготовки кадров в области искусственного интеллекта и образовательных модулей по искусственному интеллекту, в том числе с привлечением крупнейших организаций-работодателей и исследовательских центров, осуществляющих деятельность в данной области;

б) использования новых форм реализации образовательных программ (предоставление обучающимся по образовательным программам высшего образования возможности освоения в онлайн-формате образовательных программ с использованием ресурсов образовательных организаций - лидеров в области искусственного интеллекта);

в) формирования и периодической актуализации набора компетенций, приобретаемых по итогам получения высшего образования по различным специальностям и направлениям подготовки в области искусственного интеллекта, в целях использования этого набора в качестве ориентира для большинства образовательных организаций высшего образования при разработке образовательных программ;

г) привлечения организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в образовательном процессе, разработке и актуализации образовательных программ, созданию базовых кафедр искусственного интеллекта в образовательных организациях высшего образования;

д) привлечения экспертов в области искусственного интеллекта к участию в образовательном процессе, в том числе путем предоставления им грантов;

е) привлечения ведущих российских ученых в области искусственного интеллекта, регулярно принимающих участие в научных конференциях мирового уровня, к преподаванию в Российской Федерации дисциплин, связанных с развитием искусственного интеллекта, в том числе путем использования грантовых программ;

ж) актуализации и экспертизы (оценки качества) образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки в целях обеспечения получения гражданами актуальных зна

Показать следующую страницу документа
NaN /
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Выделить
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/44731
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490

http://kremlin.ru/acts/bank/44731

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год

BESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswy