Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа

тем немногочисленные ведущие участники глобального рынка искусственного интеллекта предпринимают активные действия для обеспечения своего доминирования на этом рынке и получения долгосрочных конкурентных преимуществ, создавая существенные барьеры для достижения другими участниками рынка конкурентоспособных позиций.

17. Реализация настоящей Стратегии с учетом сложившейся обстановки на глобальном рынке искусственного интеллекта и среднесрочных прогнозов его развития является необходимым условием вхождения Российской Федерации в группу мировых лидеров в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта и, как следствие, технологической независимости и конкурентоспособности страны.

171. Искусственный интеллект является одной из самых важных технологий, которые доступны человеку в настоящее время: уже сейчас благодаря искусственному интеллекту происходит рост мировой экономики, ускорение инноваций во всех областях науки, повышение качества жизни населения, доступности и качества медицинской помощи, качества образования, производительности труда и качества отдыха. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

172. Технологии искусственного интеллекта являются областью международной конкуренции. Технологическое лидерство в области искусственного интеллекта может позволить государствам достичь значимых результатов по основным направлениям социально-экономического развития. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

173. В конце 2010-х годов органы власти развитых стран стали уделять особое внимание развитию технологий искусственного интеллекта. К настоящему времени более 60 стран разработали и утвердили собственные национальные стратегии развития искусственного интеллекта. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

174. В 2022 - 2023 годах в мире произошел новый скачок в развитии технологий искусственного интеллекта благодаря совершенствованию больших генеративных моделей в области языка, изображений (включая видеоизображения) и звука. Большие фундаментальные модели уже сейчас способны писать программные коды по техническим заданиям, сочинять поэмы на заданную тему, давать точные и понятные ответы на тестовые вопросы различных уровней сложности, в том числе из образовательных программ. Модели искусственного интеллекта за секунды создают изображения на любую тему по заданному текстовому описанию или наброску, что создает угрозу распространения запрещенной информации, нарушения авторских прав и генерации ошибочных сведений. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

175. Искусственный интеллект окажет существенное влияние на экономический рост в мире. По оценкам экспертов, дальнейшее развитие больших генеративных моделей может вызвать резкое повышение производительности труда, которое приведет к увеличению мирового валового внутреннего продукта на 1 - 2 процента ежегодно и позволит повысить оплату труда специалистов во всех отраслях экономики за счет увеличения объема выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и улучшения ее качества. Таким образом, использование искусственного интеллекта позволит обеспечить переход Российской Федерации к типу организации экономических отношений, при котором высокие темпы роста производительности труда в связи с использованием и внедрением новых технологий стимулируют работодателей к существенному увеличению доли высококвалифицированных специалистов в общей численности работников ("экономика высоких зарплат"). (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

176. Ежегодно увеличивается в несколько раз количество параметров в моделях искусственного интеллекта. В частности, передовые модели искусственного интеллекта в 2019 году содержали не более 1,5 млрд. параметров, а некоторые модели искусственного интеллекта, представленные в 2022 году, содержат уже более 1 трлн. параметров. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

177. Срок перехода от научного или прикладного исследования к созданию продукта в последние годы стремительно сократился. Например, сейчас организации - разработчики поисковых систем объявляют об интеграции больших фундаментальных моделей в свои продукты всего через несколько недель после публикации научных статей на данную тему. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

178. В мире существенно увеличилась доля организаций, которые применяют искусственный интеллект для повышения эффективности бизнес-процессов. По данным опросов, проведенных консалтинговыми компаниями, в развитых странах 50 - 60 процентов всех крупных организаций используют искусственный интеллект. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

179. Между государствами усилилась конкуренция в области искусственного интеллекта, что выражается в создании препятствий для импорта передовых технологий микроэлектроники, привлечения квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта из других государств, а также во введении ограничений на свободное распространение технологий. Вместе с тем усиливаются риски возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков решений в области искусственного интеллекта. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1710. Развитие технологий искусственного интеллекта, как показывает опыт государств - лидеров в области искусственного интеллекта (Китай, США), сопровождается существенным увеличением государственных инвестиций в их развитие, а также в разработку прикладных решений в области искусственного интеллекта. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1711. Компании, разрабатывающие технологии искусственного интеллекта, каждый год привлекают миллиарды долларов США в качестве инвестиций. В 2022 году объем венчурных и прямых инвестиций в такие компании составил 92 млрд. долларов США (рост в 1,7 раза с 2019 года). (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1712. Ежегодно увеличивается количество работников, занятых в области искусственного интеллекта: в США уже 2 процента всех публикуемых вакансий связано с работой в области искусственного интеллекта. В Канаде, Австралии, европейских государствах этот показатель находится на уровне 0,7 - 1,5 процента, но также увеличивается каждый год. В России данный показатель составляет 1 процент. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1713. К IV кварталу 2023 г. в Российской Федерации были достигнуты значимые результаты в области искусственного интеллекта, в том числе:

а) в сфере развития компетенций и подготовки кадров образовательными организациями высшего образования разработано более 100 образовательных программ высшего образования по профилю "искусственный интеллект", в 2022 - 2023 годах более 30 тыс. педагогических работников повысили квалификацию в области искусственного интеллекта, у талантливых учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, появилась возможность пройти подготовку на курсах по основам искусственного интеллекта (в 2022 - 2023 годах более 40 тыс. учащихся приняли участие в программе проектного обучения школьников в области искусственного интеллекта), также в 2021 - 2023 годах проводились направленные на стимулирование интереса общества к теме искусственного интеллекта конкурсы (хакатоны) по выполнению задач и поиску лучших решений в области искусственного интеллекта, в которых приняли участие более 30 тыс. человек;

б) в сфере разработки решений в области искусственного интеллекта оказываемая государственная поддержка направлена на создание отечественных решений, например организации, разработавшие более 800 проектов в этой области, получили от государства гранты на реализацию бизнес-модели, развитие продукта, прохождение акселерации. Благодаря такой поддержке в Российской Федерации функционирует более 1 тыс. организаций-разработчиков, создающих инновационные решения в области искусственного интеллекта;

в) в сфере науки созданы шесть исследовательских центров в области искусственного интеллекта на базе ведущих отечественных образовательных организаций высшего образования и научных организаций (федеральные государственные автономные образовательные учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)", "Национальный исследовательский университет ИТМО", автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Сколковский институт науки и технологий", автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис", федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт системного программирования имени В.П.Иванникова Российской академии наук), в которых работают ученые, регулярно представляющие результаты своей работы на научных конференциях мирового уровня. В исследовательских центрах работает более 50 процентов российских ученых, работы которых публикуются на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*;

г) в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта более 30 процентов организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, применяют технологии искусственного интеллекта для выполнения прикладных задач, в социальной сфере эти технологии используются, например, в российских медицинских организациях для заполнения медицинской документации голосом, что позволяет в среднем экономить до 35 процентов рабочего времени врача, в сфере обеспечения правопорядка в российских городах применяются камеры видеонаблюдения с технологией распознавания лиц;

д) в сфере развития технологической инфраструктуры российскими организациями были созданы новые суперкомпьютеры, которые используются для машинного обучения, в настоящий момент семь российских суперкомпьютеров входит в перечень 100 самых мощных в мире.

 (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1714. По итогам 2023 года в Российской Федерации созданы необходимые правовые условия для достижения целей, выполнения основных задач и реализации мер, предусмотренных настоящей Стратегией:

а) Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года;

б) сняты отдельные административно-правовые барьеры, препятствовавшие внедрению технологий искусственного интеллекта в отдельных областях, включая здравоохранение, транспорт, государственно-частное партнерство и другие области;

в) принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, создана Комиссия по реализации Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта и определены уполномоченные по этике в каждой организации, подписавшей данный Кодекс (по состоянию на ноябрь 2023 г. 43 федеральных органа исполнительной власти, 17 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более 330 российских организаций и 23 иностранные организации присоединились к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта как стандарту, признанному на международном уровне);

г) сформирована система регулирования общественных отношений в области искусственного интеллекта посредством публикации негосударственных актов рекомендательного характера ("мягкое право").

 (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1715. Российскими организациями создаются модели искусственного интеллекта мирового уровня, в том числе в области генерации изображений, генерации и обработки текстов на русском и английском языках, медицины, генетики. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

1716. Изменение экономической ситуации, односторонние ограничительные меры недружественных иностранных государств и иные изменения рыночной конъюнктуры, которые произошли в 2022 - 2023 годах, определили новые вызовы для Российской Федерации:

а) нехватка вычислительных мощностей, недостаточное развитие отечественных решений в области искусственного интеллекта, включая программно-аппаратные комплексы и электронную компонентную базу;

б) дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

в) низкий уровень внедрения технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;

г) нехватка кадров для обеспечения массового внедрения технологий искусственного интеллекта;

д) недостаточное субсидирование организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, и недостаток частных инвестиций в их развитие, в том числе на этапах предоставления венчурного финансирования, разработки концепции, проведения исследований, тестирования, промышленной разработки и эксплуатации технологий искусственного интеллекта;

е) нормативные барьеры, препятствующие внедрению технологий искусственного интеллекта в отдельных отраслях экономики, включая отсутствие методологической базы для обеспечения систем искусственного интеллекта достоверными исходными данными;

ж) необходимость обеспечения безопасности при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта;

з) необходимость обеспечения защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа, объектов интеллектуальных прав при создании и обучении моделей искусственного интеллекта;

и) ограничение доступа к технологиям искусственного интеллекта в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств и введением ими односторонних ограничительных мер;

к) возникновение в сфере разработки, создания и использования технологий искусственного интеллекта новых типов угроз информационной безопасности, нехарактерных для других сфер применения информационных технологий;

л) дополнительные международные барьеры, препятствующие развитию искусственного интеллекта в России и ограничивающие международное сотрудничество со стороны граждан и организаций недружественных иностранных государств.

 (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

18. Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание.

 

III. Основные принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта

 

19. Основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно при реализации настоящей Стратегии, являются:

а) защита прав и свобод человека: обеспечение защиты прав и свобод человека, гарантированных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики;

б) безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и организациям, предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта (в том числе несоблюдения конфиденциальности персональных данных и раскрытия иной информации ограниченного доступа), а также использование искусственного интеллекта в целях обеспечения информационной безопасности;

в) прозрачность: объяснимость работы искусственного интеллекта и процесса достижения им результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта, к информации о применяемых в этих продуктах алгоритмах работы искусственного интеллекта;

г) технологический суверенитет: обеспечение необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области искусственного интеллекта, в том числе посредством преимущественного использования отечественных технологий искусственного интеллекта и решений в области искусственного интеллекта, в долгосрочной перспективе обеспечение развития искусственного интеллекта на отечественных программно-аппаратных комплексах;

д) целостность инновационного цикла: обеспечение тесного взаимодействия научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта (в том числе фундаментальных) с реальным сектором экономики;

е) наиболее эффективное использование технологий искусственного интеллекта: применение в приоритетном порядке действующих механизмов реализации государственной политики в научно-технической области и других областях;

ж) поддержка конкуренции: развитие рыночных отношений и недопустимость действий, направленных на монополизацию и ограничение конкуренции между российскими организациями, осуществляющими деятельность в области искусственного интеллекта;

з) открытость и доступность: недопущение ограничения доступа организаций - разработчиков отечественных технологий искусственного интеллекта, граждан, организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики и социальной сферы (далее - отраслевые организации), к таким технологиям, за исключением технологий в сферах государственного и муниципального управления и оборонно-промышленного комплекса;

и) преемственность: обеспечение постепенного перехода органов публичной власти к использованию технологий искусственного интеллекта;

к) защищенность: безопасность и правовая охрана технологий искусственного интеллекта, разграничение ответственности организаций - разработчиков и пользователей технологий искусственного интеллекта исходя из характера и степени причиненного вреда, а также защита указанных пользователей от противоправного применения технологий искусственного интеллекта;

л) достоверность исходных данных: методологическое и технологическое обеспечение достоверности исходных данных, способствующее минимизации или устранению угрозы негативного воздействия на них.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

IV. Приоритетные направления развития и использования технологий искусственного интеллекта (Пункты 20 - 22)

(Раздел утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

V. Цели и основные задачи развития искусственного интеллекта

 

23. Целями развития искусственного интеллекта в Российской Федерации являются обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта.

24. Основными задачами развития искусственного интеллекта в Российской Федерации являются:

а) повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта;

б) поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта;

в) поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;

г) повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта;

д) стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;

е) обязательное внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта в тех областях его использ

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/44731
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490

http://kremlin.ru/acts/bank/44731

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год