Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Все
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
    bank
  • Новости
  • Поручения Президента
  • Банк документов
  • Справка
  • Конституция России
Поиск по документам
Все
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru

Банк документов

15 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2025 г. № 475 О специальном порядке подготовки, согласования, принятия и вступления в силу нормативных правовых актов в сфере маркировки товаров средствами идентификации 15 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2025 г. № 476 О Кудашеве Н.Р. 15 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2025 г. № 477 О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Республике Сингапур 15 июля 2025 года

11 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2025 г. № 472 О праздновании 250-летия основания г. Сыктывкара 11 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2025 г. № 474 Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации 11 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2025 г. № 473 О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» 11 июля 2025 года

Распоряжение Президента Российской Федерации от 11.07.2025 г. № 278-рп О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства 11 июля 2025 года

9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 466 О внесении изменения в перечень должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 1010, и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 463 О назначении судей федеральных судов 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 462 О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации и классного чина юстиции федеральным государственным гражданским служащим 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 471 О Богданове М.Л. 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 465 О внесении изменений в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 469 О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 467 О государственном информационном ресурсе «Цифровой профиль иностранного гражданина» 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 464 О внесении изменения в перечень движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц и имущественных прав, в отношении которых вводится временное управление, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № 302 9 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 470 О Богданове М.Л. 9 июля 2025 года

8 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2025 г. № 460 О Министре транспорта Российской Федерации 8 июля 2025 года

7 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2025 г. № 458 О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 7 июля 2025 года

Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2025 г. № 457 О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим 7 июля 2025 года

Федеральный закон от 07.07.2025 г. № 203-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 7 июля 2025 года

Показать предыдущие материалы

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума
20 июня 2025 года
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа

ний, компетенций и навыков в области искусственного интеллекта;

з) организации ежегодного получения дополнительного образования педагогическими работниками в области искусственного интеллекта, а также их стажировки в России и за рубежом в организациях, осуществляющих деятельность в данной области;

и) ежегодного формирования рейтинга образовательных организаций в области искусственного интеллекта с привлечением организаций - лидеров в данной области.

 

Стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы

(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

517. Основными направлениями стимулирования внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы являются:

а) стимулирование спроса отраслевых организаций на внедрение и доработку технологий искусственного интеллекта, в том числе посредством предоставления грантов;

б) установление обязательных требований о повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и обязательном использовании ими технологий искусственного интеллекта при предоставлении им субсидий из федерального бюджета;

в) установление Правительством Российской Федерации требования о включении показателей и мероприятий в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта в национальные проекты, государственные программы Российской Федерации, стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления и иные документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне, при утверждении и актуализации этих документов;

г) внедрение технологий искусственного интеллекта в государственных корпорациях, государственных компаниях и акционерных обществах с государственным участием, в том числе путем приоритетного включения проектов разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в стратегии цифровой трансформации, программы инвестиционного развития, программы долгосрочного развития и иные стратегические документы таких организаций;

д) консультирование организаций по вопросам повышения эффективности их экономической деятельности посредством использования технологий искусственного интеллекта;

е) создание пилотных зон для апробации и демонстрации разработок в области искусственного интеллекта, применяемых в различных отраслях экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и другие отрасли);

ж) повышение информированности государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", муниципальных служащих, руководителей, инженеров и иных специалистов отраслевых организаций об эффективности технологий искусственного интеллекта и о наличии в Российской Федерации конкурентоспособных организаций - разработчиков таких технологий;

з) создание системы сертификации решений в области искусственного интеллекта, являющейся добровольной для организаций и индивидуальных предпринимателей и обязательной для субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

и) популяризация технологий искусственного интеллекта и повышение доверия граждан к ним;

к) формирование Правительством Российской Федерации перечня приоритетных задач по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы.

 

Внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта

(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

518. Основными направлениями внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в органах публичной власти и организациях являются:

а) включение федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами федеральной территории "Сириус" в приоритетном порядке проектов по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта (в которых должны быть предусмотрены экономический эффект от их реализации и повышение эффективности деятельности органов публичной власти) в программы цифровой трансформации органов публичной власти и стратегии цифровой трансформации субъектов Российской Федерации при актуализации этих программ и стратегий;

б) обучение государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", а также работников организаций, осуществляющих информационно-технологическое обеспечение деятельности этих органов, в целях формирования у них компетенций, позволяющих использовать доверенные технологии искусственного интеллекта и большие фундаментальные модели для выполнения текущих задач;

в) методическое и нормативно-правовое обеспечение внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в государственном управлении, включая создание площадки для обмена опытом по внедрению таких технологий между органами публичной власти и организациями, для отбора и внедрения лучших практик использования технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;

г) расчет индекса использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях по итогам мониторинга результатов использования таких технологий, применение данного индекса как единого критерия для координации деятельности по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в таких органах и организациях;

д) формирование реестра апробированных доверенных технологий искусственного интеллекта, проверенных на угрозы информационной безопасности, для органов публичной власти и организаций (включая большие фундаментальные модели, предназначенные для повышения эффективности работы государственных гражданских служащих, муниципальных служащих) и размещение его на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех");

е) подготовка и размещение на платформе "ГосТех" проектов по разработке и внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы (например, в геоаналитике, медицине и других);

ж) создание на базе платформы "ГосТех" доступной для органов публичной власти и организаций инфраструктуры, необходимой для использования доверенных технологий искусственного интеллекта;

з) внедрение в федеральных органах государственной власти только тех решений в области искусственного интеллекта, которые прошли сертификацию;

и) обеспечение внедрения и использования доверенных технологий искусственного интеллекта для выполнения органами публичной власти текущих задач;

к) обеспечение привлечения нескольких конкурирующих между собой поставщиков услуг по внедрению технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;

л) формирование минимального рекомендуемого стандарта использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;

м) передача на недискриминационной основе отдельных категорий государственных данных разработчикам технологий искусственного интеллекта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

н) обеспечение централизованной разработки и распространения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях типовых решений, созданных на основе доверенных технологий искусственного интеллекта;

о) формирование правил получения наборов данных от коммерческих и некоммерческих организаций в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления.

 

Создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий

(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

519. Основной целью совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, на период до 2030 года должно стать создание в Российской Федерации благоприятных нормативно-правовых условий для разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта и решений, разработанных на их основе, с учетом обеспечения защиты прав и свобод человека и безопасности Российской Федерации. Для достижения поставленной цели и стимулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с искусственным интеллектом, устранение излишних нормативных барьеров и распространение соответствующих этических норм, а также использование лучших мировых практик нормативно-правового регулирования. При этом такое регулирование не должно замедлить темпы разработки и внедрения решений в области искусственного интеллекта.

5110. Основными принципами нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, являются:

а) безопасность: разработка, создание и использование технологий искусственного интеллекта для тех областей их применения, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации, осуществляются в соответствии с требованиями информационной безопасности доверенных технологий искусственного интеллекта;

б) гуманистический подход: при развитии и регулировании технологий искусственного интеллекта человек, его права и свободы должны рассматриваться как высшая ценность;

в) уважение автономии и свободы воли человека: сохранение автономии и свободы воли человека в принятии им решений, нормативно-правовое регулирование в области искусственного интеллекта не должно умалять право выбора и интеллектуальные способности человека, являющиеся самостоятельной ценностью и системообразующим фактором современной цивилизации;

г) недискриминация: алгоритмы и наборы данных, методы обработки используемых для машинного обучения данных, применяемые для группирования и (или) классификации данных, касающихся отдельных лиц или групп лиц, не должны способствовать их умышленной дискриминации;

д) риск-ориентированный подход: уровень проработки, характер и детализация изменений при регулировании вопросов в области искусственного интеллекта должны соответствовать уровню рисков, создаваемых конкретными технологиями и системами искусственного интеллекта для интересов человека и общества;

е) ответственность: не допускается делегирование системам искусственного интеллекта ответственного нравственного выбора (в том числе принятие любых решений, способных оказать влияние на жизнь или здоровье человека), а также делегирование ответственности за последствия принятия решений. Ответственность за все последствия работы систем искусственного интеллекта всегда несет физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) квалифицированная экспертная оценка: при разработке нормативно-правового регулирования, касающегося развития технологий искусственного интеллекта, должно быть обеспечено проведение его соответствующей оценки специалистами в области искусственного интеллекта.

5111. Основными направлениями создания комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, и обеспечения безопасности применения таких технологий являются:

а) закрепление благоприятных нормативно-правовых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта (отсутствие излишних нормативно-правовых барьеров, ограничивающих развитие технологий искусственного интеллекта) в документах стратегического планирования во всех сферах использования таких технологий;

б) законодательное обеспечение возможности доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к различным видам данных, в том числе:

установление правил создания и предоставления наборов данных, основой которых являются обезличенные медицинские данные;

определение механизмов обезличивания персональных данных;

формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями стимулов для создания наборов данных и поддержания их в актуальном состоянии в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления, включая предоставление разработчикам технологий искусственного интеллекта недискриминационного доступа к таким данным;

определение порядка предоставления наборов данных разработчикам технологий искусственного интеллекта;

создание механизмов распространения, объединения наборов данных, обмена ими для выполнения научных исследований в области искусственного интеллекта;

определение условий доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к промышленным данным;

создание доверенного программного обеспечения для разработки безопасных и функционально эффективных решений в области искусственного интеллекта по единым открытым стандартам;

обеспечение доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к данным, в том числе на основе модели "данные как сервис", а также путем создания механизмов гарантированного обезличивания и разметки данных при условии соблюдения прав обладателей соответствующей информации;

формирование базовых компонентов информационной системы обработки данных для разработчиков технологий искусственного интеллекта, органов публичной власти и организаций;

создание типового конструктора, единых каталогов и справочников для формирования информационных систем обработки данных органов публичной власти и организаций;

в) устранение необоснованных нормативно-правовых ограничений для разработки, внедрения и использования отечественных больших генеративных моделей (в том числе определение границ ответственности разработчиков таких моделей и создание возможностей для обучения больших генеративных моделей на больших массивах информации с учетом требований законодательства Российской Федерации);

г) разработка правил использования технологий искусственного интеллекта на основе результатов обсуждений с участием широкого круга заинтересованных сторон для решения наиболее сложных вопросов развития технологий искусственного интеллекта, в частности касающихся условий делегирования информационным системам, функционирующим на основе искусственного интеллекта, возможности принятия отдельных решений (за исключением решений, которые могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан), в том числе при исполнении государственными органами государственных функций (за исключением решений, связанных с осуществлением функций по обеспечению безопасности населения и государства);

д) совершенствование механизмов регулирования экспериментальных правовых режимов посредством упрощения процедур создания и изменения таких режимов;

е) совершенствование этических правил в области искусственного интеллекта, распространение их действия на российские и иностранные организации, а также на органы публичной власти, проведение широкого общественного обсуждения для выявления и решения основных спорных этических вопросов, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и взаимодействием человека с искусственным интеллектом;

ж) формирование механизма оценки рисков нарушения этических норм при внедрении технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;

з) формирование перечня областей использования технологий искусственного интеллекта, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;

и) разработка требований информационной безопасности в отношении технологий искусственного интеллекта;

к) совершенствование комплекса национальных стандартов в области искусственного интеллекта, в том числе направленных на унификацию терминологии и способов оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, а также на описание разработанных российскими специалистами лучших практик использования технологий искусственного интеллекта и обеспечения их совместимости с иной информационной инфраструктурой;

л) создание системы оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области информационной безопасности;

м) определение правил работы с большими генеративными моделями и их использования;

н) создание эффективной системы оценки результатов внедрения технологий искусственного интеллекта, включая экономические, социальные, этические, экологические и институциональные результаты;

о) разработка нормативно-правового регулирования в области обеспечения качества и доступности государственных данных;

п) создание и ежегодное обновление мирового индекса комфортности регулирования использования технологий искусственного интеллекта с оценкой законодательства не менее чем 30 государств - лидеров в сфере искусственного интеллекта;

р) обеспечение информационной безопасности при разработке, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта;

с) создание условий для разработки и развития нормативно-правового регулирования обеспечения достоверности исходных данных;

т) ежегодное проведение национальных и международных форумов и общественных дискуссий об этических аспектах разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, о социально-гуманитарных последствиях массового внедрения таких технологий;

у) стимулирование принятия мер по внедрению в деятельность органов публичной власти, образовательных, научных и иных организаций этических стандартов, основанных на положениях Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта;

ф) увеличение числа российских и иностранных организаций, присоединившихся к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, повышение качества работы уполномоченных по этике в сфере искусственного интеллекта, назначенных в соответствии с названным Кодексом, в каждой такой организации;

х) проведение экспертизы нормативных правовых актов в области искусственного интеллекта экспертами из числа работников органов и организаций, указанных в пункте 54 настоящей Стратегии.

 

Международное сотрудничество в области использования технологий искусственного интеллекта

(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)

 

5112. Для развития международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта необходимо выполнение следующих задач:

а) продвижение на международной арене ценностей и принципов, обеспечивающих равные права и возможности наций в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта, а также принципов, предусмотренных пунктом 19 настоящей Стратегии;

б) формирование "единого пространства" доверенных технологий искусственного интеллекта при лидирующей роли Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве;

в) продвижение политики и стандартов, обеспечивающих доступ разработчиков технологий искусственног

Показать следующую страницу документа
NaN /
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Выделить
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/44731
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490

http://kremlin.ru/acts/bank/44731

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год

BESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswy