Суббота, 26 июля 2014

Президент России

Канал на YouTube

Встреча с Председателем Совета по правам человека Михаилом Федотовым и Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным

На встрече с Советником Президента, Председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым и Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным, с Первым заместителем Руководителя Администрации Президента Вячеславом Володиным и Помощником Президента – начальником Государственно-правового управления Президента Ларисой Брычёвой.

Фото пресс-службы Президента России Вся подписьВся подпись|||Свернуть

На встрече с советником Президента, Председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым и Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным обсуждался вопрос об объявлении амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции Российской Федерации.

Во встрече также приняли участие Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Вячеслав Володин и помощник Президента – начальник Государственно-правового управления Президента Лариса Брычёва.

Стенографический отчёт о встрече

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Я так понимаю, что мы продолжим некоторые дискуссии, которые у нас состоялись в ходе встречи в рамках Совета при Президенте по правам человека. Пожалуйста.

М.ФЕДОТОВ: Во время Вашей встречи с Советом 4 сентября был затронут вопрос об объявлении амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции Российской Федерации. Вы тогда сказали, что об этом надо подумать, и потом дали поручение Совету подготовить предложения, установив срок до 15 октября. 11 октября мы провели заседание Совета, на котором обсудили подготовленные предложения. Эти предложения были поддержаны большинством членов Совета и переданы в Администрацию.

Сейчас мы обсуждали в кулуарах эти вопросы. Есть разные точки зрения, есть споры по деталям. Но здесь важно понимание того, что, в принципе, все, с кем мы это обсуждали, согласны с идеей, что 20-летие Конституции – это повод для того, чтобы подвести определённые итоги и подвести определённую черту.

В этом смысле я хотел бы сослаться на профессора П.И.Люблинского, который ещё сто лет назад писал, что положительное действие амнистии сводится, во-первых, к умиротворяющему действию, она сглаживает антагонизм общественных и политических отношений, а во-вторых, к укрепляющему действию, она возвышает моральный, религиозный и прочий авторитет власти, даровавшей амнистию.

«Амнистия может распространяться только на тех лиц, которые не совершили тяжких преступлений или преступлений, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти. Имею в виду прежде всего, конечно, представителей правоохранительных органов».

В связи с принятыми решениями о проведении реформы государственного управления, правоохранительной, судебной системы амнистия представляет собой вполне логичный шаг. Если говорить об опыте амнистий с момента принятия новой Конституции, то их было уже 16. Случалось так, что в год две амнистии, причём амнистии были и очень массовые, затрагивали до 700 тысяч (самая массовая амнистия была в 2000 году как раз), и амнистии, которые оказались очень малочисленными, например последняя амнистия, так называемая экономическая амнистия.

У меня есть обзор, подготовленный в Верховном Суде, получается так: по состоянию на 1 октября 2013 года судами на основании постановлений об амнистии прекращены уголовные дела или приняты решения об освобождении от наказания в отношении 401 лица. То есть всего 400 человек.

В.ПУТИН: Тоже люди, понимаете, это же судьба каждого человека – 400 человек.

М.ФЕДОТОВ: Конечно! Но для этого есть институт помилования – вот этот персональный институт, индивидуализированный. А здесь всё-таки амнистия – это как раз неиндивидуализированный акт.

И я бы обратил внимание ещё на одну проблему, я бы сказал, – проблему органического свойства. Дело заключается в том, что у нас в Конституции есть норма об амнистии, и она связана непосредственно с нормами Уголовного кодекса, и амнистия у нас упоминается в Кодексе об административных правонарушениях. То есть может быть амнистия и по административным делам, по административным правонарушениям. Этого никогда не было, но, я думаю, лиха беда начало. И поэтому здесь у нас предлагается как раз одна из мер, связанная с амнистией в отношении административных правонарушений. Это, в частности, по мигрантам. И я думаю, что нам надо подумать над тем, чтобы включить нормы об амнистии и в некоторые другие законодательные акты, в частности в Уголовно-исполнительный кодекс. В наших предложениях есть такая норма, что погашаются все дисциплинарные взыскания, которые были наложены на лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Это связано с их возможностью просить об условно-досрочном освобождении, они тоже получают маленький подарок от амнистии к 20-летию Конституции.

Но здесь возникает вопрос: в Уголовно-исполнительном кодексе ничего об этом не сказано. Поэтому либо мы широко толкуем конституционную норму об амнистии, либо мы договариваемся о том, что надо подготовить соответствующие предложения по внесению изменений и в Уголовно-исполнительный кодекс, чтобы расширить понятие амнистии.

У нас говорят: дачная амнистия, налоговая амнистия, но всё это с конституционным институтом амнистии вообще не связано. Лариса Игоревна [Брычёва] подтвердит, у нас в законодательстве нет понятия «амнистия».

Л.БРЫЧЁВА: В Уголовном кодексе есть.

М.ФЕДОТОВ: Понятия «амнистия» – нет.

Л.БРЫЧЁВА: Написано, что это такое. Во всех остальных местах действительно нет, но это же просто речение. Когда амнистия, допустим, налоговая, – это предполагает освобождение от, например, пени и штрафов.

В.ЛУКИН: То, что в других кодексах нет, – это скорее говорит о недостатках кодексов, чем о понятии «амнистия».

М.ФЕДОТОВ: Конечно.

В.ЛУКИН: Амнистия распространяется, конечно, на все государственные действия в этом контексте.

В.ПУТИН: Владимир Петрович уже взял слово. Пожалуйста, если хотите что-то добавить. Пожалуйста.

В.ЛУКИН: Хочу сказать, что мы внимательно изучили этот проект, и в целом я бы сказал, что мы находим его очень серьёзным, хорошей основой для работы. Знаю, что были замечания в плане неполноты исключений из амнистии, там есть такие проблемы. И в этом смысле резолюция с мнением тех товарищей, которые говорили о том, что надо уточнить и устрожить тех, кто исключается из амнистии, – с этим я согласен. Более того, у нас есть свои замечания, которые мы передадим по этой теме.

Но это не означает того, что сам проект амнистии плох. Он хорош, и, по-моему, он один из лучших проектов амнистии. Амнистия действительно носит характер государственный, политический, государственного акта, свидетельствующего о силе и одновременно о великодушии государства.

Должен сказать, что амнистии, которые были несколько раз – о них говорил Михаил Александрович, – вели к снижению градуса раздражительности, напряжённости в обществе, как правило. Та амнистия, о которой он говорит, 2000 года, – это же амнистия в честь 55-летнего юбилея победы над Германией. Там освободились, насколько я помню, порядка 200 тысяч человек.

М.ФЕДОТОВ: Нет. Могу привести точные цифры: из мест лишения свободы освобождено 188 тысяч.

«Такие действия должны носить умиротворяющий характер, подчёркивать гуманизм нашего государства. Но ни в коем случае они не должны поощрять новые правовые нарушения, создавая у кого бы то ни было представления о том, что можно сегодня совершить преступление, а завтра рассчитывать на прощение со стороны государства».

В.ЛУКИН: Это противоречит тому, что я сказал?

М.ФЕДОТОВ: Дальше. Сокращены сроки лишения свободы 43 тысячам, освобождены от отбывания, исполнения иных наказаний – штрафы, исправительные работы и так далее – 399 тысяч.

В.ЛУКИН: Михаил Александрович, и никакого напряжения в обществе тогда не наблюдалось по этому поводу, не потому, что амнистия была большой, а потому, что были очень правильно, очень чётко выбраны объекты амнистии.

М.ФЕДОТОВ: Да.

В.ЛУКИН: И в этом смысле, я думаю, что амнистия должна быть широкой и включать в себя аспекты различного рода. Но, конечно, действительно, есть исключения, которые должны быть учтены, – люди, которые [обвинены] в ужасных преступлениях, типа педофильских и так далее. Но люди, которые не совершили ничего уж запредельного, – к ним можно отнестись гуманно, и я думаю, что это увеличит стабильность страны и стабильность государства, а не наоборот.

М.ФЕДОТОВ: Владимир Владимирович, мы исходили из того, что амнистия должна коснуться ненасильственных преступлений, не повлёкших необратимых последствий. Если, например, подрались люди и один другому выбил глаз – это необратимое последствие, глаз новый не вырастет. А если они друг друга поцарапали и набили синяков – это другая история. Это касается практически всего спектра.

В.ПУТИН: Хорошо. Я понял.

Я помню нашу дискуссию ещё в сентябре, я согласен с Вашим предложением в целом.

М.ФЕДОТОВ: Спасибо.

В.ПУТИН: Мы доработаем этот документ вместе с депутатами Государственной Думы, и прошу вас самым активным образом включиться в эту работу. (Обращаясь к В.Лукину.) Владимир Петрович, и Вас тоже, с депутатами поработать.

Я услышал, что Вы сказали по поводу ненасильственных действий, и сразу же хочу сказать, что эта амнистия может распространяться только на тех лиц, которые, действительно, не совершили тяжких преступлений или преступлений, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти. Имею в виду прежде всего, конечно, представителей правоохранительных органов. Из этого прошу вас исходить, а детали нужно доработать с депутатами Госдумы.

Я согласен с вами в том, что такие действия должны носить умиротворяющий характер, они должны подчёркивать гуманизм нашего государства. Но ни в коем случае они не должны вести к рецидивам и не поощрять новые правовые нарушения, создавая у кого бы то ни было представления о том, что можно сегодня совершить преступление, правонарушение, а завтра рассчитывать на прощение со стороны государства, и творить можно что угодно в этой связи.

Это, конечно, должно быть решение сбалансированное, безусловно, направленное на гуманизацию правоприменительной практики нашего государства. Я из этого буду исходить и буду ждать окончательного документа, подготовленного вами совместно с парламентом страны.

Карта новостей: в вашем регионе / в мире

Разместить в блоге
Добавить в закладки
Отправить по почте
Форма

Отправить

Подписаться
Версия для печати

На главную Выступления и стенограммы Встреча с Председателем Совета по правам человека Михаилом Федотовым и Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.