Саров — небольшой город, расположенный на самом юге Нижегородской области, на границе с Мордовией.
В период оледенения с Новой Земли и Скандинавии пришел огромный ледник. Толщина льда достигала двух километров. Когда ледник растаял, вода заполнила пористые осадочные породы, карстовые пустоты, которыми изобилует данная местность, и под землей образовалось обширное водохранилище. Ледниковая вода из подземного моря, справедливо считающаяся одной из чистейших в мире, до сих пор питает реки. В прошлом она пробивалась многочисленными ключами вдоль Саровского мыса, образовавшегося на стрелке в месте слияния двух некогда огромных рек Саровки (Сарова) и Сатиса. Еще около семидесяти лет назад Саровские леса изобиловали огромным количеством красивейших безымянных речек, речушек, ручейков, лесных озер. И хотя появившийся город сильно изменил окружающий ландшафт, даже сейчас на прилегающих к городу территориях насчитывается 5 рек и 8 озер. А по сглаженному виду бывших холмов и оврагов, во многих местах рассекающих Саров, наблюдательный человек может легко угадать русла древних рек и ручьев.
Одна из многочисленных легенд о Саровский земле гласит, что когда в Сарове начнется мощное духовное возрождение, город внезапно прекратит свое существование, опустившись под воду.
История освоения человеком длинного саблеобразного мыса у слияния рек Саровки и Сатиса насчитывает несколько тысячелетий. Этот мыс как бы самой природой был приспособлен для крепости. С трех сторон холм защищали крутые склоны, омываемые реками, и лишь с четвертой — восточной — необходимо было строительство более серьезных фортификационных сооружений. Первые монахи-отшельники, появившиеся здесь в XVII веке, застали остатки огромных земляных валов и рвов.
По запискам иеросхимонаха Порфирия древнее поселение, расположенное на этом месте, было захвачено татарами.
Начиная с 40-х гг. XVIII столетия и вплоть до настоящего времени, вначале в документах монастырского делопроизводства, а затем и во многих исторических сочинениях, Старое городище на устье Саровки интерпретируется как татарский, эпохи Золотой Орды, город Сараклыч.
Первый из насельников, монах Феодосий, поселился на Саровской горе в 1664 г. 16 июня 1706 г. здесь была освящена первая церковь Саровской обители — церковь Пресвятой Богородицы и Живоносного ее источника. Основателем монастыря являлся монах Арзамасского Введенского монастыря Иоанн.
Широкую известность Саровская пустынь получила в 1903 г. в связи с канонизацией Серафима Саровского и посещением монастыря по сему поводу Их Императорскими Величествами. Саровская пустынь — один из наиболее известных монастырей XIX — начала XX в. в. в России. В различные исторические периоды монастырь находился в ведении Управления Московской синодальной консистории, Управления Суздальской епархии, Владимирской и вновь Тамбовской епархий. К 1903г. монастырь считался одним из наиболее крупных. В Саровской обители насчитывалось 9 церквей, в том числе подземная; численность братии составляла 320 человек. Капитал монастыря к 1911г. превышал 1 млн. рублей золотом.
Характерной особенностью Саровской пустыни является ее подземная часть. Начало строительства подземных пещер, ходов и подземной церкви относится к 1691г. Двухъярусное построение монастыря с подземным культовым храмом уникально. Особую архитектурную ценность представляют здания, имеющие единое стилевое решение школы Растрелли — существующая колокольня с левым и правым крыльями западного периметра монастыря (архитектор К.Бланк).
Из 40 строений, входивших в комплекс монастыря, сохранилось 29. Особое внимание своей архитектурой привлекает церковь Серафима Саровского (1897 – 1903 гг.). В начале 50-х годов были взорваны лучшие творения зодчих XVIII века — теплый соборный храм во имя Божьей Матери и Живоносного Ея Источника (1748 – 1758 гг.) и Успенский собор (1744 г.). Храм Св. Иоанна Предтечи (1824 г.) сохранился в искаженном виде.
В годы войны на территории монастыря работал механический завод, выпускавший снаряды для знаменитых «Катюш».
Весной 1946 г. Саров стал местом создания первой советской атомной бомбы. «Объект» начал работу в обстановке строгой секретности. Постоянные пропуска для проживающих здесь были введены в 50-х годах, а строгая пропускная система действует в Сарове-Арзамасе-16 до последнего времени. Очень острой была проблема сообщения с «большой землей». В ноябре 1946 г. в Сарове был открыт собственный аэродром. Постановлением Правительства СССР в распоряжение КБ-11 были выделены один самолет Си-47 и два самолета По‑2. В 1951 г. была построена железная дорога.
Саров до сих пор остается секретным городом, где есть несколько контрольно-пропускных пунктов. Жители города въезжают по специальным пропускам. Те, кому разрешено прибыть в командировку или в гости, довольствуются разовым пропуском. Таков же и порядок выезда.
Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский, родился 19 июля 1759 года в семье состоятельных родителей, принадлежавших к именитому купеческому роду города Курска. Отец его Исидор и мать Агафья были почитаемы за благотворительность, благочестие и усердие к храмам Божиим.
Решающим обстоятельством, сформировавшим духовный мир юного Прохора, было совершавшееся на его глазах сооружение собора во имя Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского, который создавали его родители. Все младенчество, отрочество и юность преподобного прошли, таким образом, среди хлопот, связанных со стройкой, воспринимавшейся, в соответствии с отношением к религии в те времена, как великое священное деяние семьи Мошниных.
В 1775 году Прохор вместе с пятью товарищами отправляется в качестве паломника к киевским святыням. Там он встречает старца-затворника Досифея, который своим благословением подкрепляет его намерение принять постриг в Саровской пустыни. Названная обитель была выбрана не случайно. Она издавна считалась «своей» для Курска, ибо о ней часто говорили в городе, много знали о жизни ее подвижников-курян через их родственников.
В 19 лет Прохор оставляет отчий дом, семью и уходит с согласия матери (отец его к тому времени уже умер) в Саровскую пустынь, где проходит обычный путь монашеских послушаний. В 1786 году состоялось пострижение Прохора в монахи под именем Серафима, взятым по его собственному выбору. В следующем году он становится иеродиаконом, а в 1793 году рукополагается в сан иеромонаха.
Шестнадцать лет жизни преподобный Серафим провел в монастыре вместе с братией. Саровская обитель, основанная в начале XVIII века, была в то время в цветущем состоянии. В ней находились подвижники и старцы, достигшие заметных успехов на стезе духовного совершенства. Под их руководством и делал преподобный свои первые шаги в монашестве.
Со временем у молодого подвижника появляется сильное желание к уединению. Подобно Сергию Радонежскому он селится среди дремучего леса в небольшой келье. Пятнадцать лет Серафим Саровский проводит в этой пустыни, где питается сухим хлебом и овощами, которые сам выращивает.
Став отшельником, преподобный начинает совершать подвиги монашеского благочестия, упражнения духа и тела.
Серафим Саровский не устрашился повторить подвиг Симеона Столпника, который в течение 47 лет пробыл на столпе. Правда, вместо столпа отец Серафим избрал два камня. Малая, расположенная внутри келья, использовался подвижником для молитвы с утра до вечера. Большой, находившийся на полпути от жилища к обители, служил тем же целям, но только по ночам. С воздетыми к небу руками преподобный находился на камне до тех пор, пока телесные немощи не одолевали его духовной бодрости. Подобным образом он провел тысячу дней и столько же ночей.
После долгих лет пустынножительства у преподобного Серафима возникает стремление уйти в полный затвор. В 1810 году он возвращается в монастырь и закрывается на 5 лет в своей келии, чтобы никто не мешал его уединению.
В 1815 году преподобный ослабил затвор и начал принимать в келье людей, желавших его увидеть.
В 1825 году отец Серафим окончательно выходит из затвора и строит себе новую келию близ источника на берегу реки Саровы. Таким образом, преподобный повторил «подвиги, какие совершали только великие отцы: он был пустынником, затворником, молчальником».
К концу жизни старец приобрел дар прозрения, дар утешения и исцеления, дар благодатного врачевания души и тела.
Саровская пустынь при отце Серафиме стала неофициальным центром религиозной жизни России, который после его кончины переместился в Оптину пустынь.
Серафимом Саровским были составлены письменные наставления, в которых он изложил основные свои духовные воззрения, правила и поучения.
По свидетельству монахов Саровской обители, за несколько дней до смерти, почувствовав близость последнего часа, преподобный Серафим сам избрал и отмерил для могилы место с южной стороны соборного алтаря напротив своей монастырской кельи.
Тело преподобного было положено в сделанный его руками дубовый гроб и погребено по правую сторону от соборного алтаря на указанном им месте.
На протяжении последних лет своей жизни отец Серафим исцелил сотни, тысячи больных, обращавшихся к нему за помощью. В течение семидесяти лет со дня его кончины православные русские люди во множестве приходили «с верой в предстательство его пред Господом к могиле его и по молитве получали чудесное исцеление от разных болезней телесных и душевных».
21 января 1903 года Святейший Синод подписал доклад о канонизации преподобного Серафима, Саровского чудотворца, об открытии его мощей.
Доклад своей подписью скрепил российский император Николай II, который принял решение лично вместе со своей семьей участвовать в торжествах по этому поводу летом 1903 года.
Известно, что прославление батюшки Серафима во многом обязано личной инициативе Государя Николая II. Присутствие императорской фамилии на торжествах прославления придало небывалый размах и величие празднику. Царская семья ожидалась в июле 1903 года, но подготовка началась за год до события. Проводились телефон и телеграф, устраивалась сеть пунктов приема паломников. Места в гостиницах бронировались заранее. Для обустройства гостиниц деньги выделяли из Нижнего Новогорода и из Москвы.
Во второй половине дня 17 июля 1903 года на границе Нижегородской и Тамбовской епархий состоялась встреча с царем представителей Саровского монастыря, местных властей. Потом царь со свитой проследовали непосредственно в Саров.
Перенесение мощей в Успенский собор состоялось вечером 18 июля 1903 года с крестным ходом при огромном стечении народа. Носилки с гробом, в котором находились святые мощи преподобного Серафима, несли император Николай II, великие князья, отцы архимандриты, митрополит Петербургский Антоний, архиереи. В соборе гроб поставили на особое возвышение. Митрополит Санкт-Петербургской Антоний открыл гроб ключом. Архимандриты сняли крышку и унесли ее в алтарь. По прочтении Евангелия к мощам начался доступ. Церковная служба в соборе и других местах монастыря продолжалась до двух часов ночи.
19 июля 1903 года, казалось, навсегда святые останки упокаиваются в Успенском соборе. День 19 июля (1 августа по новому стилю) с того времени Русская Православная церковь отмечает как праздник — Обретение Мощей Преподобного Серафима, Чудотворца Саровского.
В начальный период после Октябрьской революции мощи преподобного Серафима были из Сарова вывезены в неизвестном направлении.
Мощи преподобного Серафима были обнаружены лишь в 1990 году в запасниках Музея религии и атеизма в Ленинграде. 11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялось второе обретение мощей Серафима Саровского. Местом их упокоения был определен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Мощи были выставлены в Александро-Невской лавре, а затем с 7 февраля по 23 июля того же года — в Богоявленском соборе Москвы. Прощальный крестный ход по улицам столицы совершался при огромном стечении народа. Далее мощи были перевезены в Богородск, где Святейший Патриарх Алексий II совершил молебен, а затем без перерыва — всенощное бдение. Из Богородска — отъезд в Орехово-Зуево, Владимирская земля, Нижегородская область и Нижний Новгород, Арзамас. 30 июля 1991 года — святые мощи прибыли в Дивеево. На протяжении всего пути мощи встречали тысячи православных верующих, совершались богослужения.
1 августа 1991 года состоялось всенародное прославление преподобного Серафима.
На Монастырской площади была совершена Божественная литургия, потом молебен и крестный ход. Раку внесли внутрь Троицкого собора и поставили в величавую сень, изготовленную мастерами Свято-Данилова монастыря.
Ежегодно Серафимо-Дивеевский монастырь посещают тысячи паломников-богомольцев.
Почти 50 лет на всех географических картах мира место, где сейчас расположен Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) — обозначалось как лесной массив, простирающийся на южной границе Нижегородской области и в Мордовии.
Исходя из необходимых условий обеспечения режима секретности, безопасности, экономических соображений, относительной близости к Москве этот уникальный уголок России в 1946 г, был выбран для создания одного из самых секретных предприятий по разработке отечественного ядерного оружия — КБ-11, ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ.
В кратчайшие сроки в стране была создана новая отрасль промышленности, которая полностью обеспечила потребности государства в решении атомной проблемы. Уже 29 августа 1949 г. была испытана созданная здесь первая отечественная ядерная бомба РДС-1.
Спустя еще 4 года, в августе 1953 г., была создана и испытана первая отечественная термоядерная бомба. В 1955 г был сделан новый крупный шаг в создании термоядерного оружия, который определил дальнейшие направления и программы работ на многие годы.
После проведения первых ядерных испытаний в течение последующих лет интенсивно велись работы по повышению технических характеристик, эффективности, безопасности, качества и надежности ядерного оружия, которым оснащалась широкая номенклатура его носителей различного назначения. Основной задачей РФЯЦ-ВНИИЭФ остается обеспечение и поддержание надежности и безопасности ядерного оружия России.
ВНИИЭФ был образован такими выдающимися учеными страны, как И.В.Курчатов, Ю.Б.Харитон, Я.Б.Зельдович, А.Д.Сахаров, Н.Н.Боголюбов, М.А.Лаврентьев, И.Е.Тамм, К.Н.Флеров и другими, которые привнесли в институт многое из того, чего достигла и чем гордилась отечественная наука. Это позволило создать и развивать научные школы физиков, химиков, математиков, конструкторов, экспериментаторов и технологов, что представило возможность достаточно быстро внедряться в новые области знаний, технологий, успешно осваивать их и достигать результатов мирового уровня.
К работам по созданию ядерного оружия привлекались наиболее талантливые ученые и лучшие выпускники ведущих вузов страны.
В настоящее время РФЯЦ-ВНИИЭФ — унитарное предприятие Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Это крупный научно-исследовательский центр России, в котором работает более 18 тыс. человек, 9 тыс. из которых — ученые и специалисты, в их числе: 3 академика РАН, 91 доктор и 544 кандидата наук. Около 4 тыс. человек работает на опытном производстве. В состав РФЯЦ-ВНИИЭФ входят несколько конструкторских бюро, институтов и тематических научных центров, объединенных общим научным и административным руководством, коллективы которых успешно работают по следующим основным направлениям:
— поддержание в боеспособном состоянии ядерно-оружейных арсеналов страны, повышение безопасности и надежности ядерных боеприпасов;
— разработка и внедрение современных средств учета и контроля делящихся материалов;
— контроль над вооружениями и нераспространением оружия массового уничтожения;
— лазеры, физика взаимодействия лазерного излучения с веществом;
— инерционный термоядерный синтез;
— радиационные технологии и радиационная безопасность;
— высоковольтная техника;
— развитие методов комплексного математического моделирования сложных физических процессов с использованием современных высокопроизводительных вычислительных систем;
— технологии создания новых материалов;
— охрана окружающей среды, экологический мониторинг;
— безопасность атомной энергетики;
— неядерные вооружения;
— конверсионные разработки.
Российский Федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) обладает уникальной экспериментально-испытательной и вычислительной базой, на которой проводится широкий круг работ и исследований как в интересах обороны страны, так и в интересах науки и народного хозяйства.
Имеющиеся в институте проекты, созданные на базе современных военных технологий, используются в различных отраслях промышленности, а также способны успешно конкурировать на международном рынке. Наукоемкие разработки РФЯЦ-ВНИИЭФ дали возможность институту расширить сферу своей деятельности, переориентировав часть производств на выпуск продукции гражданского назначения.
Для обеспечения надежности, безопасности и эффективности ядерного оружия в условиях действия договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний идет модернизация вычислительной, экспериментальной и производственно-технологической базы РФЯЦ-ВНИИЭФ.