Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

12 марта 2003 года

Как показал анализ уголовного законодательства Российской Федерации и судебно-следственной практики его применения, многие уголовно-правовые нормы необходимо совершенствовать, а уголовная политика государства нуждается в гуманизации.

Прежде всего это касается вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних. В законопроекте предлагается предусмотреть возрастную дифференциацию несовершеннолетних преступников (14–16 лет, 17–18 лет), с учетом которой максимальные сроки лишения свободы будут составлять, соответственно, шесть и десять лет независимо от максимальной санкции, предусмотренной статьей УК РФ.

Нуждается в корректировке и такой вид наказания, как исправительные работы. Поскольку до настоящего времени не введены в действие предусмотренные УК РФ такие виды наказания, как обязательные работы и ограничение свободы, выбор наказания у судов при рассмотрении дел о преступлениях небольшой и средней тяжести остается между штрафом и лишением свободы. В связи с этим предлагается расширить возможность назначения исправительных работ не только по месту работы осужденного, но и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания, но в районе места жительства осужденного.

В статье 58 УК РФ уточняется, что более строгий вид режима исправительного учреждения при любом виде рецидива преступлений может быть назначен при условии, что осужденный, имеющий неснятую или непогашенную судимость, ранее реально отбывал наказание в виде лишения свободы.

Нуждается в совершенствовании порядок назначения наказания по совокупности преступлений, предусмотренный статьей 69 УК РФ. В соответствии с ним принцип поглощения наказаний может быть избран судом только для преступлений небольшой тяжести. Во всех остальных случаях действует принцип обязательного сложения наказаний. Как показывает анализ судебной практики, преступления небольшой и средней тяжести зачастую совершают лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, а судами устанавливаются обстоятельства, смягчающие наказание. При таких обстоятельствах принцип сложения наказаний в ряде случаев противоречит другому принципу уголовного права – принципу справедливого наказания. В связи с этим предлагается распространить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим и на преступления средней тяжести, а обязательное полное или частичное сложение наказаний применять только в том случае, когда в совокупности входят тяжкие или особо тяжкие преступления.

По тем же причинам расширяются полномочия суда в части, касающейся сохранения условного осуждения, предусмотренные новой редакцией части четвертой статьи 74 УК РФ.

Для обеспечения возможности судам проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести исключаются нижние пределы санкций, тогда как их верхние пределы, которые и будут определять степень общественной опасности преступления, остаются неизменными. В отношении несовершеннолетних нижние пределы санкций за тяжкие и особо тяжкие преступления сокращаются наполовину.

В законопроекте пересматривается понятие «неоднократность» для того, чтобы лицо, отбывшее наказание, но имеющее судимость и совершившее аналогичное преступление, не подпадало под действие соответствующего квалифицирующего признака статьи Особенной части УК РФ, а действия лица, совершившего несколько преступлений, предусмотренных одной уголовно-правовой нормой, квалифицировались по совокупности преступлений. В связи с этим из УК РФ исключаются статья 16, а также упоминание о судимости и неоднократности как квалифицирующих признаках. Таким образом, наказание лицу, ранее судимому и совершившему новое преступление, будет назначаться в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 68 УК РФ, а лицу, совершившему несколько однородных преступлений, – в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 69 УК РФ.

Лица, осужденные за совершение преступления и признанные нуждающимися в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании, как правило, не подпадают под действие условно-досрочного освобождения или амнистии. Между тем, как показывает анализ практики применения принудительных мер медицинского характера к этой категории лиц, абсолютное большинство их не может быть полностью излечено, особенно в условиях мест лишения свободы. В связи с этим соответствующую поправку предлагается внести в статью 97 УК РФ.

Целый ряд изменений вносится законопроектом в Особенную часть УК РФ. Статьи УК РФ о корыстных преступлениях (158, 159, 160, 161, 162) дополняются новыми квалифицирующими признаками, что позволит судам назначать виновным более справедливые наказания. В рамках общей концепции законопроекта снижаются максимальные санкции за преступления, совершенные по неосторожности.

Из УК РФ предлагается исключить статьи 182 «Заведомо ложная реклама» и 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, когда обман потребителей превышает сумму 500 рублей, он должен быть квалифицирован по статье 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество.

В связи с принятием нового налогового законодательства в законопроекте предлагается новая, учитывающая эти изменения, редакция статей о налоговых преступлениях.

Существенным изменениям подверглись статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств. В новую редакцию этих норм введены законодательные критерии, согласно которым определяются наркотические средства крупного и особо крупного размера, усилена ответственность за сбыт наркотических средств, их аналогов, в особенности несовершеннолетним. Все это позволит ужесточить борьбу с распространителями наркотиков и, напротив, избирать более мягкие меры ответственности в отношении лиц, больных наркоманией.

Принятие этого законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Смотрите также

Владимир Путин направил на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
12 марта 2003 года
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/supplement/1656
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

http://kremlin.ru/supplement/1656

Последнее обновление материала 20 марта 2015 года, 17:47

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год