Вопрос: Владимир Владимирович, Вы заявили, что готов указ о Госсовете и Вы готовы его завтра подписать. Скажите, пожалуйста, кто войдет в Госсовет и какое место займет этот орган в системе госвласти в России?
В.Путин: Сегодня, по сути, был завершающий раунд консультаций с губернаторами по этому вопросу. И хотя указ будет подписан и будет выпущен завтра, уже сегодня могу сказать, что в Государственный совет войдут губернаторы и руководители республик в составе Российской Федерации. Это будет орган исполнительной ветви власти, будет собираться для работы один раз в три месяца. Мы сегодня договорились о том, что для решения некоторых технических вопросов, в том числе формирования повесток дня, будет образован президиум, который будет создан из числа губернаторов, представляющих каждый из семи федеральных округов. Этот президиум будет функционировать полгода и потом, по ротационному принципу, будет обновляться.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы в начале совещания сказали, что указ уже практически готов. По итогам обсуждения будете ли Вы сегодня вносить какие‑то изменения в текст указа и какие, если будете?
В.Путин: Некоторые будут внесены, в том числе и по названию. Мы сегодня договорились о том, что это будет Государственный совет Российской Федерации, а не Государственный совет при Президенте России. И по тексту некоторые вещи технического, я бы сказал, характера, потому что надо признать, что основные элементы положения о Государственном совете вырабатывались практически совместно с учетом тех рекомендаций, которые мы получали и из Государственной Думы, и из Совета Федерации. Они были обобщены и оформлены в Главном правовом управлении Администрации Президента.
Вопрос: Владимир Владимирович, а каков Ваш прогноз? Как пойдет этот процесс? Мягко или будут необходимы какие‑то жесткие административные меры?
В.Путин: <…> Должен сказать, что из присутствующих здесь руководителей регионов, да и из всех других руководителей регионов страны, – никого нет, кто отстаивал какие‑то сепаратистские принципы. Все заинтересованы – вот это очень важно понять и очень важно знать – в том, чтобы государство было у нас единым и эффективным во всем. Однако фактом является и то, что, к сожалению, единого правового поля в стране до сих пор нет. У нас ведь в уставах регионов – речь идет не только о национальных республиках, хочу это подчеркнуть, – но и в уставах областей и в конституциях республик можно найти все что угодно: и суверенитет, и международную правосубъектность. Можно найти все – от гвоздей до брильянтов. Нет только упоминания о том, что это субъект Российской Федерации. Подавляющее большинство населения страны – я это ответственно утверждаю – не представляет, в каком государстве мы живем. И вот эта «мина замедленного действия» должна быть изъята и уничтожена где‑то в стороне от территории России, подальше. Чтобы сегодня мы использовали ту весьма благоприятную внутриполитическую ситуацию, которая сложилась у нас в стране, – ситуацию согласия и понимания приоритетов развития российской государственности.
Как быстро это будет сделано? Зависит от нас. Я думаю, что если это понимание ответственности, которое сегодня демонстрируется и в федеральном центре и в региональных центрах, будет сохранено, то это пройдет достаточно быстро. <…> Ясно, что никакой кавалерийской атакой с наскока этого не сделать. Но также понятно, что мы не можем бесконечно затягивать этот процесс. <…> Мы должны создать ситуацию, при которой гражданин Российской Федерации, где бы он ни жил, пользовался одинаковыми правами и имел бы одинаковые обязанности.
Вопрос: Будет отличаться Государственный совет Российской Федерации от Государственного совета при Президенте? Кто его возглавит и какие там еще будут исполнительно-руководящие функции?
В.Путин: Содержательно мы мало, что изменили в процессе нашей сегодняшней встречи вот в этой части, но губернаторы посчитали, что в самом названии должен быть отражен уровень и значимость этого Государственного совета. При Президенте много всяких органов, губернаторы и президенты республик в составе России посчитали, что в самом названии должен быть определен вес этого вновь рождаемого органа – Государственного совета. Я не вижу оснований спорить с этим. Думаю, что определенный смысл, хотя и символический, в этом есть.
Вопрос: Неделю назад, после пожара, Вы дали распоряжение в недельный срок восстановить вещание центральных каналов. Сейчас на этот период времени Вы удовлетворены тем, как идут восстановительные работы и как выполняется Ваше распоряжение?
В.Путин: Да, я думаю, что работы идут в удовлетворительном темпе. Как Вы знаете, основные общенациональные каналы уже работают. В ближайшие три дня будет запущена работа еще семи-восьми каналов. Еще неделя потребуется на то, чтобы обеспечить работу всех ранее работавших каналов телевидения и радиовещания. Примерно месяц-полтора уйдет на все восстановительные работы.
Вопрос: Не могли бы Вы оценить первые 100 дней работы Правительства Михаила Касьянова?
В.Путин: Я понимаю, что в политическом смысле моя оценка, может быть, и важна, но самая главная оценка – это объективные характеристики состояния экономики. Макроэкономические показатели достигнуты, все задачи, которые поставлены Президентом перед Правительством в сфере экономики, выполнены, практически все. Есть, конечно, вещи, за которые Правительство можно и нужно покритиковать. Есть, наверное, и вещи, которые можно было бы выполнить и более эффективно. Но хочу подчеркнуть, что в основном все задачи, которые были перед Правительством поставлены, выполнены. Это и заметно. Это видно невооруженным глазом. Это и показатели роста ВВП, это показатели темпов роста промышленного производства, это, собственно говоря – и сегодня мы значительное время уделили сельскохозяйственным проблемам, – тот факт, что на 10 миллионов тонн зерна соберем больше, чем в прошлом. Уже приличный показатель. Конечно, очень много зависит и от погоды, и от других условий, но это в том числе показатель организации работы Правительства. В общем я бы оценил ее как удовлетворительную.
<…>