В.Путин: Двадцатого февраля текущего года мной подписан указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации. И создана она должна быть до конца текущего года. Собрал вас для того, чтобы послушать, как идет работа.
С.Иванов: Как Вы правильно сказали, в соответствии с Вашим указом от 20 февраля этого года нам поручено создать открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация». Сейчас мы уже фактически завершили первый этап работы по тому сетевому графику, который был Вами утвержден, и наиболее сложной и трудоемкой была работа по оценке активов, вносимых в уставный капитал корпорации.
Было сложно, поскольку в корпорацию входят такие известные и солидные структуры, как «Сухой», «Туполев», «Ильюшин», «Иркут», две российские авиастроительные лизинговые компании. Поэтому проводилась очень тщательная оценка активов, в том числе с участием международных оценщиков и аудиторов, и на первоначальном этапе – по состоянию на июнь-июль этого года – оценка активов составила 60 миллиардов рублей.
Но в это же время государство приняло ряд серьезных решений по инвестированию авиастроительной отрасли промышленности. И мы не могли не учесть этих дополнительных государственных ресурсов при окончательной оценке.
Что я имею в виду под инвестированием? Это прежде всего недавно утвержденная и подписанная Вами Государственная программа вооружения до 2015 года, две федеральные целевые программы, касающиеся авиации, – «Реформирование оборонно-промышленного комплекса» и «Гражданская авиация», – а также значительные государственные вливания в лизинг авиационной техники. Поэтому при окончательной оценке активов сумма составила 96 миллиардов рублей, то есть на 30 с лишним миллиардов рублей больше. Мы планируем создать в Объединенной авиастроительной корпорации четыре дивизиона: боевая авиация, гражданская авиация, транспортная авиация, а также международная кооперация и «компонентный» бизнес. Четыре весьма крупных дивизиона.
В соответствии с Вашим указом было жестко определено, что доля государства в корпорации должна составлять не менее 75 процентов плюс одна акция. На сегодняшний день доля государства в созданной ОАК составляет свыше 90 процентов. Но в последующем мы еще будем вовлекать в корпорацию ряд серьезных структур, таких как, например, РСК «МиГ», крупное предприятие, Казанский авиационный завод, тоже крупное предприятие, создающее и гражданскую технику, ремонтирующее и обслуживающее очень сложную, серьезную военную технику, в том числе «Ту-160». Кроме этого в корпорацию вольются частные активы, негосударственные активы. Но в любом случае уже ясно, что даже при этом доля государства не упадет ниже 75 процентов. То есть в этом смысле указ тоже будет жестко выполняться.
Пара слов о наших взглядах по поводу возможности участия иностранного капитала в ОАК. Как я уже сказал, у нас будет четыре дивизиона, один из них – боевая авиация. Здесь, я считаю, Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире, и мы планируем дальше этот дивизион и вообще этот сектор самолетостроения развивать самостоятельно.
Что же касается гражданской и транспортной авиации, то мы считаем возможным развивать международное сотрудничество с нашими иностранными партнерами, прежде всего европейскими. У нас на сегодняшний день остались в основном формальные моменты, и у нас одна просьба к Вам: дать поручение как можно быстрее выпустить указ о внесении авиастроительной корпорации в список стратегических предприятий, поскольку без этого указа мы юридически не можем сформировать активы. Нужна юридическая база.
В любом случае мы планируем зарегистрировать компанию до конца этого месяца. А к 1 апреля 2007 года – окончательно завершить формирование компании в том виде, в каком мы договаривались изначально. На пост председателя правления корпорации рекомендуется Алексей Иннокентьевич Федоров.
В.Путин: Хорошо. Как будет формироваться совет директоров?
А.Федоров: У нас уже подготовлен и обсужден проект устава компании, который предполагает, что в совет директоров будет входить 14 человек. В соответствии с долями акционеров подавляющая часть будут представители государства. Мы предполагаем, что будут и два человека независимых директоров, которые будут представлять интересы негосударственных акционеров, потому что компания изначально готовится быть современной, публичной, и вот этот элемент – наличие независимых директоров – это очень хороший сигнал для рынка и дальнейшего роста капитализации компании.
Мы обсуждали очень долго с руководителями предприятий, директорами заводов фигуру председателя совета директоров. Мы считаем, что это очень важная фигура, потому что компания сама по себе сложная, достаточно большая и по объемам продаж, и по тем активам, которые в эту компанию входят, и общее мнение руководителей предприятий – просить Сергей Борисовича Иванова, учитывая его статус вице-премьера, отвечающего за оборонную промышленность, в том числе за авиационную промышленность, возглавить совет директоров.
В.Путин: Просить нужно Председателя Правительства, потому что постановлениями Правительства решаются такие вопросы, но я знаю мнение Председателя Правительства – он поддерживает, и я возражать тоже не буду. Будем считать, что в целом решили.
Я бы только хотел обратить внимание Сергея Борисовича на то, что нужно будет использовать тот опыт, который уже сложился в авиационной отрасли, для того, чтобы распространять его и на другие секторы экономики. Вот только что Вы сказали, что будет четыре дивизиона, один из них чисто военный. И я знаю, что не так, как, может быть, хотелось бы некоторым руководителям, но тем не менее все‑таки перелив есть – информации, технологий и иногда кадров – в гражданский сектор. Нужно подумать над ролью «оборонки» в развитии важнейших технологических современных направлений в экономике в целом, над тем, как использовать «оборонку» для решения задачи инновационного развития экономики страны. Посмотрите, пожалуйста, на эту проблему шире, не только с точки зрения развития авиации.
С.Иванов: Хорошо.
А.Федоров: Мы проводили большую системную работу, подготовлены структуры управления компанией, они современны, мы их строим на основе матричного типа, то есть по проектному управлению с функциональными звеньями. Также в структуру управления будет обязательно введен и коллегиальный исполнительный орган, потому что все вопросы, связанные с серьезными сделками, со стратегическими решениями, должны решаться коллегиально. И мы в ближайшее время на первом заседании совета директоров представим эту структуру на утверждение, чтобы можно было уже наполнять штат людьми и начинать работать.
И второе направление – я бы даже назвал его первым – это работа над товарным рядом, где мы окончательно определяем типаж самолетов, которые корпорация будет производить в ближайшее время. Конечно, все понимают, что наибольшие проблемы у нас именно в гражданской авиации. Поэтому ей мы уделяем самое большое внимание помимо поддержания сегодняшних продуктов, которые уже производит наш авиапром – это «Ил-96», «Ту-204/214», – их дальнейшая модернизация, приведение к международным стандартам.
Конечно, основная концентрация у нас будет на новых проектах. Это прежде всего региональный самолет, который уже находится в стадии проектирования и движется достаточно успешно по графику. И самый большой проект, наверное, самый ответственный, который ляжет на Объединенную корпорацию, – это создание магистрального самолета. Мы видим, как стремительно устаревает авиационная техника наших авиакомпаний. Поэтому создание магистрального самолета, который придет на замену сегодняшним «Ту-154» и другим самолетам, летающим в небе России, – это одна из самых важных, самых сложных и стратегических задач компании.
С.Иванов: Это «МС-21».
А.Федоров: Да, он называется «МС-21», то есть магистральный самолет двадцать первого века. Но это наиболее сложная задача, потому что его надо строить на принципиально новых технологиях. Мы понимаем, что одним рынком России мы не сможем сделать этот проект финансово состоятельным. Поэтому он должен быть конкурентоспособным. И он за собой потянет подъем технологии во всех смежных отраслях. Это металлургия, химия, электроника, двигателестроение и так далее. Поэтому это проект, на котором будут сосредоточены наши основные научные и технические усилия.