Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать вас на очередном заседании Государственного Совета.
Мы сегодня рассматриваем один вопрос — о ходе земельной реформы. Хочу подчеркнуть, что это принципиальное решение, мы приняли его вчера, на Президиуме Госсовета. Не следует путать эту проблему ни с какой другой. И цель только в одном — ускорить рассмотрение этого вопроса на государственном уровне. Президиум Госсовета задал хороший тон в обсуждении этого вопроса. Нам бы очень не хотелось его потерять. В противном случае мы вновь рискуем недопустимо затянуть работу на неопределенный срок, как это было уже не раз.
Земельный вопрос в России исторически непростой. Он всегда выходил за рамки экономики и имел серьезные общественно-политические резоны, общественно-политическое звучание. Именно поэтому этот вопрос требует ювелирного подхода. И не только с точки зрения экономики и права.
Сегодня в стране сложилось критическое положение с правовым обеспечением земельных отношений. Это приводит к тому, что мы теряем мощный ресурс развития страны, не используем потенциально активный объект рынка, а также создаем условия для политических и экономических авантюр. Это критическое положение связано не только с фактическим отсутствием федерального земельного законодательства, но и с тем, что принятие региональных законов в этой области носит скорее «явочный» характер.
В решении земельного вопроса и центр, и регионы одинаково заинтересованы друг в друге. И мы отлично понимаем, что выстроить грамотную федеральную земельную политику без учета опыта и практики регионов в России практически невозможно. Никто лучше региональных лидеров не знает положения в регионах, у вас есть свой опыт управления земельными ресурсами. И если мы построим нашу работу — совместную работу, хочу это подчеркнуть, — по логике от «частного» к «общему», от земли в прямом или переносном смысле этого слова, она будет наиболее эффективна.
При обсуждении прошу вас подробно остановиться на анализе достижений, на ошибках, с которыми вы сами столкнулись и которых нужно избежать в будущем.
В свою очередь, федеральная власть должна решить три ключевые проблемы в области земельных отношений.
Первое — регламентирование правовых отношений в сфере собственности.
Второе — инвентаризация земель.
Третье — создание системы эффективного управления земельными ресурсами.
Отправной точкой для движения вперед должно стать принятие нового Земельного Кодекса. Правительство завершает работу над его новой редакцией. Качество этого документа, убежден, будет во многом зависеть от нашего сегодняшнего обсуждения на Государственном Совете.
Однако создание правовой базы земельных отношений не может ограничиться одним кодексом.
Существует два подхода к процедуре правового регулирования земельных отношений.
Первый — все сосредоточить на уровне центра.
Второй — предоставить регионам максимальную свободу в регулировании земельных отношений, но, разумеется, в пределах федерального рамочного закона.
Мы обсуждали и эту проблему на Президиуме Госсовета. Было высказано общее мнение. Мы считаем, что второй путь более продуктивен. Знаю, что подавляющее большинство руководителей регионов разделяют эту позицию.
При этом самым острым является вопрос оборота сельскохозяйственных земель. В структуре земельного фонда они составляют четвертую часть. Его обсуждению мы должны уделить сегодня особое внимание.
Кроме этого, есть несколько специальных, но предельно важных для комплексного и адекватного решения земельных проблем вопросов. Предлагаю и их затронуть в сегодняшнем обсуждении.
Я имею в виду:
— проблемы организации жесткого контроля за целевым использованием земель. Вы знаете, мне представляется, что для любой страны это важно. А для нас в особенности. Давайте посмотрим на то, что у нас происходит с нецелевым расходованием ресурсов и во что это превратилось сегодня. С землей такого быть не должно. Нужно уже в рамочном законе предусмотреть такие санкции за нецелевое использование земель, чтобы отбить охоту в самом начале нарушать законодательство в этой сфере;
— роль земельной реформы в развитии крестьянских и фермерских хозяйств. Надо подумать и о крупном хозяйстве. Нужно понять, как не потерять то немногое, что уже удалось достигнуть;
— статус приграничных земель и вопросы их купли-продажи. Руководители приграничных регионов России с особой тревогой указывают на необходимость тщательного подхода и внимательного рассмотрения проблем землепользования в приграничных районах;
— работа по завершению земельного кадастра;
— собственность на землю в городах — субъектах Федерации: Москве и Санкт-Петербурге. Я думаю, что здесь тоже нужен особый порядок регулирования;
Я обозначил круг важных проблем, на которых просил бы вас сосредоточить свое внимание в процессе обсуждения.