Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
События

Вступительное слово на встрече с делегатами Общероссийской конференции «Индустрия СМИ: направления реформ»

18 июня 2002 года
19:16
Москва, Кремль
Вступительное слово на встрече с делегатами Общероссийской конференции «Индустрия СМИ: направления реформ»

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!

Министр рассказал, что завтра собирается конференция, и достаточно представительная: более 800 человек, практически из всех регионов страны от Владивостока до Калининграда. И это, конечно, свидетельствует об осознании корпоративных интересов и о попытке осмыслить, сформулировать общие позиции, и прежде всего во взаимоотношениях с государством. Я искренне желаю успеха в вашей работе.

Многие годы индустрия СМИ была связана главным образом с политикой и борьбой интересов, но ничего удивительного в этом нет. Я бы сказал, что это общее место во всех странах. У нас, к сожалению, была определенная особенность, которая, на мой взгляд, заключалась в том, что СМИ не были самостоятельным бизнесом, доходным бизнесом в полном смысле этого слова, а использовались как инструмент борьбы для обеспечения политических преимуществ в конкурентной борьбе в совсем других, гораздо более доходных секторах экономики. Я абсолютно убежден, что вы со мной согласны, не знаю, что вы будете говорить вслух, но на самом деле это так.

Сегодня в развитии информационного бизнеса начинается качественно новый этап. Во всяком случае, это видно в том числе из тематики вопросов, которые, как мне рассказал Михаил Юрьевич Лесин, будут подниматься завтра на конференции. Речь идет о превращении индустрии СМИ в современную рыночную отрасль национальной экономики, отрасль, которая обладает не только собственным потенциалом роста, но и способна стимулировать развитие передовых технологий, производств в других сферах. Конечно, без экономической самостоятельности СМИ, я об этом публично говорил уже много раз, невозможно реализовать конституционное право граждан на получение достоверной информации.

Я думаю, что немногим коллегам, в том числе присутствующим здесь, удавалось за последние годы сделать свою работу действительно прибыльной, самодостаточной и независимой – за редким исключением. Между тем развитие бизнеса в этой сфере сталкивается с теми же системными проблемами, что и в других отраслях. Деловую активность тормозят неадекватность нормативной базы, административные барьеры и отсталость технологии. Хотел бы обсудить с вами те направления работы, где от действий и позиции государства во многом зависит становление цивилизованного медиабизнеса. Прежде всего это создание четкой законодательной базы. Сегодня многие положения закона о СМИ, других отраслевых актов вступают в противоречия с нормами гражданского, трудового, административного права. Законодательная непоследовательность препятствует привлечению добросовестных, стратегических инвесторов в этот сектор экономики. Кроме того, это один из поводов внутрикорпоративных конфликтов, которые проходят скрытно или выплескиваются на слушателей и зрителей. Но это питательная почва для произвола чиновников. Часто поднимается вопрос о законодательных нормах, действующих для иностранного капитала на отечественном медиарынке. Я думаю, что эта тема обсуждается наверняка и у вас в цехе. И я с удовольствием бы послушал ваше мнение на эту тему.

Вы знаете, что во многих странах существует определенное ограничение на деятельность иностранного капитала в отдельных секторах, которые наиболее чувствительно влияют на общенациональную аудиторию и, безусловно, относятся к информационной политике государства. Однако эта тема тонкая. И осуществление этой позиции не должно препятствовать развитию самого бизнеса. И я с удовольствием, повторяю, услышал бы ваше мнение по этому вопросу.

Полагаю, что нам необходимо разобраться со сложившимися диспропорциями в налоговом и таможенном режимах. Уверен, что здесь будет много вопросов. Бытовавшая практика выборочного предоставления льгот привела к деградации целых сегментов индустрии СМИ. Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год, а отечественная полиграфическая база лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения. Серьезная задача – развитие технологической инфраструктуры, а фактически создание условий для свободного использования участниками рынка средств передачи, тиражирования, распространения информации. Конечно, многие вопросы связаны с общей неразвитостью средств связи и почтовых служб, систем теле- и радиокоммуникаций. Эти проблемы приводят к монополизму и диспропорции цен, в целом снижают качество и разнообразие информационных услуг. Любопытно было бы и на эту тему с вами поговорить. Многие вещи в этой сфере нами получены из прошлого, но сейчас она достаточно активно развивается. Давайте пообсуждаем, какими вы видите приоритеты развития в этой области.

Положение на рекламном рынке. Прошло уже много лет, но он по‑прежнему монополизирован и мало диверсифицирован. Участие региональных средств массовой информации на рекламном рынке явно не пропорционально их месту и охвату аудитории, а также роли региональных средств массовой информации в жизни страны. Сложившееся положение делает массовые местные СМИ крайне зависимыми от местных и федеральных дотаций или от каких‑то корпоративных интересов, которые к бизнесу СМИ прямого отношения не имеют. Доходы от рекламы – важнейший источник благополучия страны. Мы хорошо знаем об этом. Доступ на этот рынок должен быть максимально прозрачен и избавлен от административных барьеров. В этой сфере следует наводить порядок, задавать четкие и разумные законодательные правила. Эта тема для совместной работы законодателей, антимонопольных органов, Минпечати, профессиональных организаций медиасообщества. Я знаю, что серьезное внимание отечественный медиабизнес уделяет работе на международных рынках. Хочу это отметить, и это официальная позиция нашей страны, нам прежде всего, с учетом приоритетов нашей внешней политики, интересны информационные рынки стран бывшего СССР. Полагаю, что в этом вопросе нужна тесная совместная работа государства и бизнеса. Это не только экономический, как я уже сказал, вопрос, но и вопрос информационной политики России и наших отношений с соотечественниками в ближнем зарубежье.

В заключение несколько слов о механизмах самоорганизации отрасли. Насколько мне известно, этот вопрос тоже будет завтра затрагиваться. Именно на уровне отраслевых ассоциаций могут и должны вырабатываться принципы профессиональной этики. К сожалению, до сих пор мы наблюдаем определенный дефицит. Я стараюсь на это вообще не реагировать, чтобы не вызывать ненужных эмоций. Я очень рассчитываю на то, что корпоративные объединения прежде всего в области СМИ сами выработают определенный кодекс чести и поведения. Рассчитываю, что сегодняшняя встреча да и конференция в целом может быть хорошим стартом.

Я благодарю вас за внимание.

Статус материала

Опубликован в разделе: Выступления и стенограммы

Дата публикации: 18 июня 2002 года, 19:16

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/21647

Текстовая версия

Текст
9м
Видео
9м
Аудио

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21647
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Вступительное слово на встрече с делегатами Общероссийской конференции «Индустрия СМИ: направления реформ»

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21647

Последнее обновление материала 20 марта 2015 года, 17:50

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год