Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>Неполучение официального заключения от субъекта Российской
Федерации рассматривается как его согласие с направленным на
согласование проектом.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
обязаны регулярно информировать федеральный орган исполнительной
власти, указанный в части первой настоящей статьи, обо всех
действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам
совместного ведения в области внешнеторговой деятельности.
ГЛАВА III. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 10. Российские и иностранные лица как участники
внешнеторговой деятельности
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все
российские лица, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований в
непосредственном осуществлении внешнеторговой
деятельности
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность
непосредственно только в случаях, установленных федеральными
конституционными законами, федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти,
ответственные за государственное регулирование
внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется
посредством применения экономического и административного методов
регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами:
1) осуществляет руководство государственной внешнеторговой
политикой Российской Федерации;
2) в ежегодные послания Федеральному Собранию Российской
Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства включает раздел о государственной
внешнеторговой политике;
3) регулирует сотрудничество в военно-технической области;
4) определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных
камней и расщепляющихся материалов; (В редакции Федерального закона
от 08.07.97 г. N 96-ФЗ)
5) в целях обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации вправе вводить признанные международным правом
экономические санкции;
6) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 1
статьи 85 Конституции Российской Федерации использует
согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения
согласованного решения вправе передать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда;
7) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 2
статьи 85 Конституции Российской Федерации приостанавливает
действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики до
решения этого вопроса соответствующим судом.
Правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее
реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их
выполнение;
2) разрабатывает и представляет на утверждение Федерального
Собрания Российской Федерации федеральную программу развития
внешнеторговой деятельности;
3) принимает временные меры по защите внутреннего рынка
Российской Федерации;
4) принимает решения об определении величины ставок
таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
5) вводит количественные ограничения экспорта и импорта в
соответствии с федеральными законами;
6) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении
переговоров и подписании международных договоров Российской
Федерации;
7) осуществляет управление федеральной собственностью
Российской Федерации за рубежом;
8) на основании пункта "ж" части 1 статьи 114 Конституции
Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на
него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации, в области государственного
управления внешнеторговой деятельностью.
Разработка предложений по государственной внешнеторговой
политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой
деятельности ее участников, заключению международных договоров
Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется
федеральным органом исполнительной власти, на который
Правительством Российской Федерации непосредственно возложены
координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно
с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их
компетенции. В случае, если затрагиваются интересы субъектов
Российской Федерации, разработка указанных предложений
осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части
четвертой настоящей статьи, обеспечивает непосредственную
реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите
экономических интересов Российской Федерации, экономических
интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также
разработку и проведение мер, связанных с регулированием
внешнеторговой деятельности.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части
четвертой настоящей статьи, является единственным органом
государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций
по экспорту и импорту, в отношении которых установлены
количественные ограничения или введен разрешительный порядок в
соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Статья 13. Методы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется
посредством таможенно-тарифного регулирования (применения
импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного
регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами
Российской Федерации.
Не допускаются иные методы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления
различных ограничений органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в
частности международного инвестиционного сотрудничества,
производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных
операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и
иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 14. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой
деятельности
В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том
числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и
стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике
Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и
международными договорами Российской Федерации устанавливаются
импортные и экспортные таможенные пошлины.
Статья 15. Количественные ограничения экспорта и импорта
Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую
Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться
в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в
целях:
1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) выполнения международных обязательств Российской Федерации
с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации в
соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с
учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по
соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции", в части обеспечения экспорта
минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями
указанных соглашений собственностью инвестора.(Новая часть третья
дополнена - Федеральный закон от 10.02.99 г. N 32-ФЗ)
Постановления Правительства Российской Федерации о введении
количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и
официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до
введения этих ограничений в действие.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении
количественных ограничений осуществляются, как правило, путем
проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического
проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного
исполнения квоты с предоставлением федеральным органом
исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12
настоящего Федерального закона, преимущественного права
организациям-изготовителям.
Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается
Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение
числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по
признакам формы собственности, места регистрации, положения на
рынке.(Части третью, четвертую и пятую считать соответственно
частями четвертой, пятой и шестой в редакции Федерального закона
от 10.02.99 г. N 32-ФЗ)
Статья 16. Экспортный контроль
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при
осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений,
военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения
международных обязательств Российской Федерации по
нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее
опасных видов оружия и технологий их создания в Российской
Федерации действует система экспортного контроля.
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений,
военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно-технической информации и услуг, которые
применяются или могут быть применены при создании оружия массового
уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных
видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми
указами Президента Российской Федерации по представлению
Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской
Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под
экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня
их официального опубликования.
Российская Федерация проводит единую политику экспортного
контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения
безопасности страны, ее политических, экономических и военных
интересов.
Вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них, экспорт
которых контролируется согласно части первой настоящей статьи,
осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Статья 17. Государственная монополия на экспорт и/или
импорт отдельных видов товаров
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт
которых устанавливается государственная монополия, определяются
федеральными законами.
Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных
видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности
по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой
деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти,
указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального
закона, исключительно государственным унитарным предприятиям,
которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и
общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать
сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов
недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров,
совершенные в нарушение государственной монополии, являются
ничтожными.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части
четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, вправе
предъявить требования о применении последствий недействительности
ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Статья 18. Защитные меры в отношении импорта товаров
В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в
настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится
существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба
производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров
на территории Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного
права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой
срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного
ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме
количественных ограничений или введения специальной повышенной
таможенной пошлины.
Основанием для принятия решения о введении защитных мер
является доклад федерального органа исполнительной власти,
указанного в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального
закона, подготовленный по результатам расследования, проведенного
по поручению Правительства Российской Федерации и/или по заявлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
производителя или объединения производителей, чье совокупное
производство подобных товаров или товаров, непосредственно
конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов
общего внутреннего производства таких товаров.
Расследование проводится в течение не более двух месяцев со
дня принятия заявления. Предметом расследования является
установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и
наличия объективной причинной связи между ростом импорта и
существенным ущербом или угрозой причинения такового.
Для целей настоящей статьи под существенным ущербом понимается
общее ухудшение состояния отечественного производства в данной
отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или
рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой
причинения существенного ущерба - очевидная неотвратимость такого
ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью
исключения субъективных соображений о возможности причинения
существенного ущерба.
По поручению Правительства Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12
настоящего Федерального закона, направляет уведомление
соответствующим органам иностранных государств или органам
таможенных территорий о начале расследования с указанием товара,
доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения
такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной
меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности
провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных
мер является гласной и предусматривает официальное опубликование
решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры
с указанием общего количества и стоимости товара или товаров,
подпадающих под ограничение.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или
продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров
на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются
Правительством Российской Федерации с учетом международных
обязательств Российской Федерации.
Статья 19. Запреты и ограничения экспорта и/или импорта
исходя из национальных интересов
В соответствии с федеральными законами и международными
договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и
ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них, исходя из национальных интересов,
включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и
растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народов Российской
Федерации;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и
передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых
природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся
одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего
производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание
платежного баланса Российской Федерации;
8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и/или
импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов,
вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального
опубликования.
Статья 20. Технические, фармакологические, санитарные,
ветеринарные, фитосанитарные и экологические
стандарты и требования в отношении ввозимых
товаров; контроль за качеством ввозимых товаров
Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны
соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным,
ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и
требованиям, установленным в Российской Федерации.
Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом
Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному
контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными
правовыми актами Российской Федерации.
Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров,
которые:
1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в
части первой настоящей статьи;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в
случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми
актами Российской Федерации;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские
товары;</p>