Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год

Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ

Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации
pravo.gov.ru

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации

 

Принят Государственной Думой                              22 июля 2025 года

Одобрен Советом Федерации                                  25 июля 2025 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования, цели и сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) создание безопасной цифровой среды на цифровых платформах, способствующей повышению уровня доступности товаров, работ, услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции;

2) создание правовых, экономических и организационных условий развития и функционирования цифровых платформ;

3) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению деятельности цифровых платформ;

4) обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также обеспечение гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5) повышение доступности осуществления торговой деятельности, выполнения работ, оказания услуг для хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным:

1) с организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, деятельности лиц, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;

2) с предоставлением лицензии на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных посредством программы для электронных вычислительных машин, которая предназначена для поиска, просмотра и приобретения указанных программ, баз данных;

3) с распространением исключительно товаров, услуг, принадлежащих владельцам информационных ресурсов.

4. Действие положений настоящего Федерального закона не распространяется на операторов инвестиционных платформ, операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов иных информационных систем (информационных ресурсов), создаваемых в соответствии с федеральными законами, на операторов электронных площадок и операторов специализированных электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или законодательством Российской Федерации о приватизации.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) платформенная экономика - совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) цифровая платформа - информационная система, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) владелец цифровой платформы - лицо, обеспечивающее организацию взаимодействия пользователей цифровой платформы, в том числе самостоятельно и по своему усмотрению определяющее цели и порядок использования цифровой платформы, включая порядок размещения информации на такой платформе, с учетом положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) партнер посреднической цифровой платформы (далее - партнер) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, в том числе иностранный гражданин или лицо без гражданства (за исключением физических лиц, совершающих между собой на посреднической цифровой платформе сделки, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и являющиеся партнером-продавцом и (или) партнером-исполнителем, осуществляющими деятельность на посреднической цифровой платформе;

5) партнер-продавец - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям;

6) партнер-исполнитель - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг для пользователей-заказчиков в рамках гражданско-правовых отношений при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7) пользователь посреднической цифровой платформы (далее - пользователь) - лицо, не являющееся оператором посреднической цифровой платформы и использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель) и (или) получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик);

8) оператор посреднической цифровой платформы (далее - оператор) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, иностранный гражданин или лицо без гражданства, оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе, и являющиеся владельцем такой цифровой платформы или лицом, с которым этот владелец заключил договор об эксплуатации посреднической цифровой платформы;

9) посредническая цифровая платформа - цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнера, соответствующая дополнительным критериям, установленным на основании части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

10) пункт приема и выдачи заказов (далее - пункт выдачи заказов) - объект логистической инфраструктуры оператора, в котором оператором или владельцем пункта приема и выдачи заказов осуществляется деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также могут осуществляться иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;

11) владелец пункта приема и выдачи заказов (далее - владелец пункта выдачи заказов) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с оператором и на законном основании осуществляющие в пункте выдачи заказов деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;

12) логистическая инфраструктура оператора - склады, распределительные центры, пункты выдачи заказов и иные необходимые для выдачи и (или) доставки товаров объекты, принадлежащие оператору, владельцу пункта выдачи заказов или привлекаемым ими третьим лицам на праве собственности или ином законном основании;

13) личный кабинет - информационный ресурс, размещенный на посреднической цифровой платформе, используемый партнерами, владельцами пунктов выдачи заказов и пользователями для осуществления своих прав и исполнения своих обязанностей посредством такой платформы;

14) заказ - размещенное на посреднической цифровой платформе задание пользователя-заказчика на выполнение работ, оказание услуг, адресованное партнеру-исполнителю;

15) карточка товара, работы, услуги (далее - карточка товара) - предложение партнера о продаже товара, выполнении работы, об оказании услуги, адресованное пользователям посреднической цифровой платформы;

16) поисковая выдача - предоставление пользователю информации, размещенной на посреднической цифровой платформе, в соответствии с его запросом на посреднической цифровой платформе;

17) рейтинг товара, работы, услуги, партнера, пункта выдачи заказов (далее - рейтинг) - результат оценки товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов на посреднической цифровой платформе, рассчитываемый оператором с учетом выставленных пользователями оценок товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов, а также иных критериев, предусмотренных правилами пользования посреднической цифровой платформой.

 

Статья 3. Принципы правового регулирования платформенной экономики в Российской Федерации

 

1. Правовое регулирование отношений между лицами, осуществляющими использование цифровых платформ, основывается на принципах:

1) автономии воли, в том числе свободы в заключении гражданско-правовых договоров посредством использования цифровых платформ;

2) добросовестности;

3) имущественной самостоятельности;

4) обеспечения безопасных условий продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на цифровых платформах, защиты прав потребителей соответствующих товаров, работ, услуг;

5) обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов каждого из участников отношений, являющихся предметом регулирования настоящего Федерального закона.

2. Предоставление доступа к цифровой платформе, а также ее использование основывается на принципах прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения свободного доступа лиц к цифровой платформе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, регулирующие использование цифровых платформ, применяются независимо от вида деятельности оператора, сферы деятельности лиц, использующих соответствующую платформу, и информационной технологии, использованной для создания и обеспечения функционирования такой платформы, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

5. К отношениям с партнерами, являющимися иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими деятельность с использованием посреднической цифровой платформы на законном основании, настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей праву Евразийского экономического союза и международным договорам Российской Федерации.

 

Статья 4. Цифровая платформа. Реестр посреднических цифровых платформ

 

1. Владелец цифровой платформы обязан:

1) обеспечить равный и беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к цифровой платформе, возможность ознакомления с правилами пользования цифровой платформой, в том числе посредством предоставления свободного и открытого доступа к правилам пользования цифровой платформой;

2) не допускать создания на цифровой платформе дискриминационных условий для лиц, относящихся к одной категории и использующих такую цифровую платформу;

3) разместить на цифровой платформе адрес электронной почты для направления владельцу такой цифровой платформы юридически значимых сообщений, а также свои фамилию, имя и отчество (при наличии) (для физического лица) или наименование (для юридического лица);

4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

а) не допускать использования цифровой платформы в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов и материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, а также размещения предназначенной для пользователей информации, содержащей нецензурную брань;

б) не допускать распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, инвалидности, а также в связи с их политическими убеждениями;

в) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

г) обеспечивать защиту сведений, содержащихся на цифровой платформе и обрабатываемых с ее использованием, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

2. Цифровая платформа в случае соответствия критериям, указанным в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также дополнительным критериям, установленным на основании части 4 настоящей статьи, признается посреднической цифровой платформой с момента включения в реестр посреднических цифровых платформ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение такого реестра.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила формирования и ведения реестра посреднических цифровых платформ, определяющие в том числе состав сведений, включаемых в такой реестр, условия и порядок включения в такой реестр и исключения из него указанных сведений.

4. Дополнительные критерии отнесения цифровой платформы к посредническим цифровым платформам, в том числе в зависимости от количества пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществляющих доступ к данной цифровой платформе, с учетом критериев, указанных в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

 

Глава 2. Взаимодействие оператора, партнеров и владельцев пунктов выдачи заказов

 

Статья 5. Договор между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Проверка сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов

 

1. Взаимодействие оператора с партнером и владельцем пункта выдачи заказов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Оператор обязан обеспечить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов возможность заключить указанный договор в электронной форме на посреднической цифровой платформе.

2. При заключении договора с партнером или владельцем пункта выдачи заказов оператор осуществляет проверку сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, посредством проверки сведений о таком лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо посредством идентификации и (или) аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также иными способами, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительство Российской Федерации:

1) определяет перечень сведений, подлежащих проверке оператором в соответствии с частью 2 настоящей статьи, порядок осуществления такой проверки;

2) устанавливает иные способы, кроме предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, в том числе предусматривающие случаи, в которых оператор обязан запрашивать у такого лица дополнительные сведения перед заключением с ним договора, осуществлять проверку полноты и достоверности представляемой информации.

4. Условия договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов должны в том числе предусматривать:

1) требования к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов;

2) порядок обмена юридически значимыми сообщениями, в том числе направления уведомления об изменении договора в сроки, указанные в статье 12 настоящего Федерального закона;

3) исчерпывающий перечень применяемых к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов и оператору мер ответственности, основания и порядок их применения;

4) порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) с указанием срока и процедуры рассмотрения жалоб, порядок дальнейшего разрешения споров в случае недостижения согласия между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, порядок направления партнером сведений, необходимых оператору для принятия решения по жалобе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

5) порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе порядок и условия приостановления или прекращения принятия заказов партнером-исполнителем, порядок определения продолжительности выполнения работ, оказания услуг с использованием посреднической цифровой платформы;

6) порядок осуществления взаиморасчетов между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, включая порядок определения срока платежей;

7) порядок предоставления партнеру, владельцу пункта выдачи заказов доступа к информации о принципах формирования рейтинга, об основаниях изменения рейтинга и о последствиях, наступающих для партнера, владельца пункта выдачи заказов при определенных значениях рейтинга;

8) порядок доступа к инфо

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/52331
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ

http://kremlin.ru/acts/bank/52331

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Русский English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год