полнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
15. В случае перераспределения законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий.
16. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, перераспределенных законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами местного самоуправления, в пределах материальных ресурсов и финансовых средств, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения устанавливаются частями 1 - 3 настоящей статьи.
18. Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в части 1 - 3 настоящей статьи.
19. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, могут быть конкретизированы федеральными законами в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом возложение на муниципальные образования новых расходных обязательств, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
20. При осуществлении полномочий, установленных частью 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления уполномочены осуществлять закупки товаров, работ, услуг. При осуществлении полномочий, установленных частью 2 или 3 настоящей статьи (с учетом их перераспределения), закупки товаров, работ, услуг уполномочены осуществлять органы местного самоуправления и (или) органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 33. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
1. Субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона и с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", устанавливающим общие принципы организации публичной власти в субъекте Российской Федерации, при условии передачи органам местного самоуправления необходимых для осуществления указанных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Статья 34. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
2. Отдельные государственные полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления в порядке, установленном настоящей статьей, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
4. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
5. Положения федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вступают в силу с начала очередного финансового года, при этом указанные федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации должны быть приняты не позднее чем за два месяца до его начала.
6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации;
4) перечень подлежащего передаче в пользование и (или) управление имущества, необходимого для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
7. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:
1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.
8. При внесении проекта закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в законодательный орган субъекта Российской Федерации субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должно быть представлено заключение совета муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации по указанному проекту закона субъекта Российской Федерации.
9. Органы государственной власти в соответствии с федеральным законом осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленного на эти цели имущества.
10. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий соответствующие полномочия могут быть изъяты в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 35. Порядок изъятия у органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий
1. Изъятие переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации соответственно.
2. Федеральные законы и законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие изъятие переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вступают в силу с начала очередного финансового года.
Статья 36. Участие органов местного самоуправления в осуществлении не переданных им государственных полномочий
1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
2. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.
3. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
4. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
5. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
6. Финансирование полномочий, предусмотренных настоящей статьей, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 37. Права органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления вправе осуществлять полномочия, не отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
2. Органы местного самоуправления имеют право на:
1) осуществление полномочий в сфере стратегического планирования, предусмотренных федеральным законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации, включая утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
2) создание муниципальной пожарной охраны;
3) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами;
4) создание муниципальных образовательных организаций высшего образования;
5) создание условий для развития туризма;
6) создание музеев муниципального образования;
7) оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
8) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
9) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия во входящем в состав территории муниципального образования и не являющемся его административным центром населенном пункте нотариуса;
10) оказание содействия в осуществлении нотариусом приема населения в соответствии с графиком приема населения, утвержденным нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;
11) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством;
12) предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности;
13) осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования;
14) осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
15) участие в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
16) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
17) создание общественных советов при органах местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
18) создание научно-технических советов при органах местного самоуправления в целях обеспечения участия муниципального образования в проведении единой государственной научно-технической политики.
3. Органы местного самоуправления вправе осуществлять иные полномочия, если это предусмотрено федеральными законами.
Статья 38. Временное осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае:
1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в последнем отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.
2. В случаях, установленных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, указ (постановление) о временном осуществлении исполнительными органами субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения законодательного органа субъекта Российской Федерации, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
3. Указ (постановление) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о временном осуществлении исполнительными органами субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с частью 2 настоящей статьи должен (должно) содержать:
1) наименование муниципального образования или наименования муниципальных образований, в котором или которых осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления данных муниципальных образований временно возлагается на исполнительные органы субъекта Российской Федерации;
2) перечень осуществляемых исполнительными органами субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным