Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • YouTube
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт

Специальные проекты по защите животных

  • Амурский тигр
  • Белуха — белый кит
  • Белый медведь
  • Ирбис — снежный барс
  • Дальневосточный
    леопард

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2023 год

Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 261-ФЗ

О российском движении детей и молодежи
pravo.gov.ru

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О российском движении детей и молодежи

 

Принят Государственной Думой                              6 июля 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   8 июля 2022 года

 

Глава 1. Основные положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи (далее - Движение).

 

Статья 2. Правовое положение Движения

 

1. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим следующие цели:

1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;

2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;

3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;

4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.

2. Правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности Движения, в том числе порядок реорганизации и ликвидации Движения, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

3. Учредительным документом Движения является его устав. В порядке, предусмотренном уставом Движения, могут быть приняты внутренние документы Движения, обязательные для всех участников Движения. Устав и внутренние документы Движения должны соответствовать настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Движение вправе участвовать в создании иных некоммерческих организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 настоящей статьи.

5. Имущество Движения принадлежит ему на праве собственности. Движение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация или участники Движения не отвечают по обязательствам Движения, а Движение не отвечает по обязательствам Российской Федерации или участников Движения.

6. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" применяются к деятельности Движения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

Статья 3. Основные принципы деятельности Движения

 

Движение руководствуется в своей деятельности следующими основными принципами:

1) добровольность участия в Движении;

2) равенство прав участников Движения;

3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;

4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;

5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;

6) открытость деятельности Движения.

 

Статья 4. Правоспособность Движения

 

1. Для достижения целей своей деятельности Движение в порядке, предусмотренном уставом Движения, вправе:

1) организовывать и проводить конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан, реализовывать проекты Движения;

2) осуществлять финансирование деятельности региональных отделений Движения, коллективных участников Движения, а также иных организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществлять контроль за эффективностью использования денежных средств, предоставленных региональным отделениям Движения, коллективным участникам Движения и иным организациям;

3) осуществлять сотрудничество с международными общественными организациями, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

4) осуществлять в соответствии с законодательством об образовании реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программу воспитательной работы Движения и программы иной работы Движения с детьми и молодежью;

5) в целях реализации настоящего Федерального закона создавать свои информационные системы;

6) разрабатывать и утверждать внутренние документы Движения;

7) создавать филиалы и прекращать их деятельность, открывать и закрывать представительства Движения, в том числе за рубежом;

8) иметь символику Движения (гимн, эмблемы, флаги, вымпелы и иную символику);

9) заниматься иной деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

2. Движение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено его уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и соответствует этим целям. Прибыль, полученная по результатам предпринимательской деятельности Движения, может быть использована исключительно для достижения целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Движение в целях привлечения участников Движения к обсуждению вопросов управления Движением и программной деятельности Движения в соответствии с уставом Движения может создавать рабочие, экспертные и иные совещательные органы (советы, комиссии, группы), состоящие из участников Движения, в том числе несовершеннолетних, и иных приглашенных лиц.

 

Статья 5. Осуществление основной деятельности Движения

 

1. Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует программу воспитательной работы Движения, программы иной работы Движения с детьми и молодежью (далее также - программы работы Движения).

2. Программа воспитательной работы Движения, связанные с этой программой методические и иные материалы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с Правлением Движения на основе примерной рабочей программы воспитания и в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также утвержденной Правительством Российской Федерации стратегией развития воспитания в Российской Федерации и утверждаются Наблюдательным советом Движения.

3. Программы иной работы Движения с детьми и молодежью, связанные с этими программами методические и иные материалы разрабатываются Правлением Движения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой, и утверждаются Координационным советом Движения. Указанные программы до начала их реализации подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, для определения их соответствия законодательству Российской Федерации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой.

4. К разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов могут привлекаться научные, образовательные организации, а также некоммерческие организации, цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Иностранные агенты, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные организации, включенные в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, не могут привлекаться к разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов.

5. Движение реализует проекты Движения, организовывает и проводит конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан с учетом их возрастных особенностей в порядке, предусмотренном внутренними документами Движения.

6. Движение для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между участниками Движения, создает автоматизированную информационную систему Движения. Порядок функционирования указанной системы, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в такой системе, определяется внутренними документами Движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Поддержка Движения органами публичной власти

 

1. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации оказывают Движению поддержку и содействие.

2. Правительство Российской Федерации:

1) утверждает порядок предоставления Движению субсидий из федерального бюджета и порядок передачи Движению имущества, находящегося в федеральной собственности, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

2) утверждает порядок осуществления полномочий представителей федеральных органов исполнительной власти в органах Движения;

3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке Движения и оказанию ему содействия, в том числе в вопросах профессиональной ориентации участников-обучающихся.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в организациях отдыха детей и их оздоровления;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) проведение экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы Движения, определение совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, порядка проведения такой экспертизы, а также оказание совместно с данным федеральным органом исполнительной власти содействия Движению в подготовке указанных специалистов;

5) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программы воспитательной работы Движения и связанных с этой программой методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения;

6) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения, осуществляемой вне организаций отдыха детей и их оздоровления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе в организациях, образующих инфраструктуру молодежной политики, организациях в области культуры и спорта, иных организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения) и связанных с этими программами методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения);

5) оказание содействия Движению в подготовке специалистов, принимающих участие в работе Движения;

6) проведение экспертизы программ подготовки специалистов, принимающих участие в реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью, определение порядка проведения такой экспертизы;

7) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристической деятельности, и иные федеральные органы исполнительной власти оказывают методическую, материально-техническую и иную поддержку и содействие Движению, участвуют в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения (его региональных отделений);

2) оказание поддержки региональным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;

3) методическое сопровождение органов местного самоуправления по вопросам содействия Движению, его региональным, местным и первичным отделениям;

4) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. При высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом предложений Правления Движения, создается координационный (совещательный) орган по взаимодействию с Движением, его региональными, местными и первичными отделениями.

8. Органы местного самоуправления осуществляют:

1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения;

2) оказание поддержки первичным и местным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями;

3) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 

Глава 2. Участие в Движении

 

Статья 7. Участие граждан в Движении

 

1. Участниками Движения могут быть несовершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, высшего образования, и иные лица, определенные уставом Движения (участники-обучающиеся), а также совершеннолетние лица, имеющие образование не ниже среднего общего и (или) среднего профессионального образования и участвующие в воспитании и организации досуга участников-обучающихся (участники-наставники).

2. Участниками-наставниками не могут являться лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные агенты.

3. Порядок приема в Движение, а также основания и порядок исключения из Движения указанных в части 1 настоящей статьи лиц определяются уставом Движения.

4. Участники-наставники могут выполнять в Движении функции вожатых, добровольцев. Участниками-наставниками также могут быть родители и иные законные представители участников-обучающихся

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/48153
Поделиться
  • Вконтакте
  • Живой журнал
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 261-ФЗ

http://kremlin.ru/acts/bank/48153

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • YouTube
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет

Администрация Президента России
2023 год