Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Все
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2018 г. № 585

Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу
pravo.gov.ru

 

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

 

В целях реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;

б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. № Пр-539.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Президент Российской Федерации                               В.Путин

 

Москва, Кремль

13 октября 2018 года

№ 585

 

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 13 октября 2018 г. № 585

 

ОСНОВЫгосударственной политики в области обеспечения ядернойи радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

 

I. Общие положения

 

1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее - государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности) представляет собой совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, экономических, инженерно-технических, социальных, правовых, информационных и иных мер в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), организациями и направленных на обеспечение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, защиту жизни и здоровья граждан, собственности, а также на охрану окружающей среды.

3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

5. Ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

 

II. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности, основные проблемы и тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и возможные сценарии развития ситуации

 

6. В Российской Федерации обеспечивается ядерная и радиационная безопасность:

а) объектов использования атомной энергии в мирных целях;

б) объектов использования атомной энергии в оборонных целях, в том числе ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - объекты использования атомной энергии в оборонных целях);

в) объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, которые созданы до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации (далее - объекты ядерного наследия);

г) материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов (далее - материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов).

7. Для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности используются показатели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственными и федеральными целевыми программами.

8. Основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты;

б) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

в) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины;

г) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;

д) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсные ионизирующие излучения высоких энергий;

е) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;

ж) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств;

з) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;

и) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;

к) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;

л) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действуют ограничения хозяйственной деятельности и сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения;

м) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.

9. Тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности обусловлены следующими факторами:

а) возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и реализации ее национальных интересов;

б) создание более совершенных и безопасных ядерных технологий, установок и оборудования, повышение устойчивости проектируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

в) увеличение количества материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

г) повышение национальных и международных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей среды;

д) формирование экологически ориентированной модели развития экономики государства и усиление государственного экологического надзора за осуществлением хозяйственной деятельности;

е) развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива;

ж) необходимость принятия в ближайшие десятилетия мер по предупреждению распространения радиоактивных веществ за пределы зон радиоактивного загрязнения;

з) возрастание роли общественности в принятии решений в области использования атомной энергии, в том числе по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

10. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям: снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.

 

III. Цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

 

11. Целями государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) обеспечение в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;

б) поддержание в соответствии с принципами нормирования, обоснования и оптимизации на возможно низком уровне риска радиационного воздействия на работников (персонал) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

в) поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия;

г) обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия;

д) сохранение приоритета и поддержание на высоком уровне ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия путем совершенствования мер государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом развития науки, техники и производства;

е) повышение ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

ж) предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и катастроф или локализация и минимизация их последствий;

з) минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий и катастроф, испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;

и) уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население, проживающее на территориях с повышенным уровнем естественного радиационного фона.

12. Задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) защита в соответствии с принципом приемлемого риска работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение риска отдаленных последствий техногенного радиационного облучения для здоровья человека, поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;

б) обеспечение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, предотвращение радиационных аварий и катастроф на указанных объектах или локализация и минимизация их последствий, снижение или недопущение увеличения выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

в) предотвращение неконтролируемого распространения и несанкционированного использования радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

г) совершенствование государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии;

д) совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

е) совершенствование механизмов оценки радиационного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты;

ж) обеспечение вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия, переработка отработавшего ядерного топлива, кондиционирование и захоронение радиоактивных отходов и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;

з) осуществление эффективной информационной поддержки обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

и) поддержание постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;

к) развитие территориальных и отраслевых систем мониторинга радиационной обстановки;

л) обеспечение качественного проектирования, конструирования и изготовления объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

м) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными веществами и изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом, в том числе при их транспортировании (перевозке);

н) обеспечение физической защиты объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

о) предупреждение и пресечение террористических актов и несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов, радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;

п) усиление мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации.

13. Основными направлениями реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты от радиационного воздействия работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также населения и окружающей среды, в том числе:

модернизация и развитие технических и информационно-аналитических систем обеспечения контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с научно обоснованными критериями и с использованием современных технологий;

повышение эффективности мониторинга радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектах ядерного наследия и прилегающих к ним территориях;

проведение в рамках системы социально-гигиенического мониторинга радиационного контроля окружающей среды и состояния здоровья населения в районах расположения объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

совершенствование государственного контроля (надзора) за воздействием на здоровье человека природных источников ионизирующего излучения, в том числе радона и продуктов его распада, в жилых домах, детских учреждениях, общественных и производственных зданиях;

создание системы государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

разработка и применение средств и методов оценки индивидуальных доз облучения и радиационных рисков при использовании радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также при визуализации человека с использованием ионизирующего излучения;

подготовка в соответствии с международными требованиями стандартов безопасности в области радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности при осуществлении медицинской деятельности;

установление научно обоснованных пределов доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, и населения, которые могут быть получены при воздействии импульсных ионизирующих излучений высоких энергий;

оптимизация с учетом требований международных стандар

Показать следующую страницу документа
NaN /
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Выделить
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/43631
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2018 г. № 585

http://kremlin.ru/acts/bank/43631

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год

BESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswy