РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О стандартизации в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года
Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года
(в ред. Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.
2066; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4229)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего
Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы
стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования
национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение
проведения единой государственной политики в сфере стандартизации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере
стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке
(ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене,
опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных
в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется
на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации,
предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации - документ, в котором для
добровольного и многократного применения устанавливаются общие
характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие
принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением
случаев, если обязательность применения документов по
стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной
системе стандартизации (далее - документы национальной системы
стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации
(далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий
национальный стандарт Российской Федерации (далее -
основополагающий национальный стандарт), и предварительный
национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный
национальный стандарт), а также правила стандартизации,
рекомендации по стандартизации, информационно-технические
справочники;
3) информационно-технический справочник - документ
национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным
органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий
систематизированные данные в определенной области и включающий в
себя описание технологий, процессов, методов, способов,
оборудования и иные данные;
4) национальная система стандартизации - механизм обеспечения
согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации
(федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган
исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные
органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной
энергии "Росатом" и иные государственные корпорации в соответствии
с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические
комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по
стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том
числе общественные объединения, зарегистрированные на территории
Российской Федерации, физические лица - граждане Российской
Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке
(ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене,
опубликовании и применении документов по стандартизации,
предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с
использованием нормативно-правового, информационного,
научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
5) национальный стандарт - документ по стандартизации, который
разработан участником или участниками работ по стандартизации, по
результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или
проектном техническом комитете по стандартизации утвержден
федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и
в котором для всеобщего применения устанавливаются общие
характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие
принципы в отношении объекта стандартизации (в ред. Федерального
закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2066);
6) объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее -
продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные
обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор
образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки
соответствия и иные объекты;
7) общероссийский классификатор технико-экономической и
социальной информации (далее - общероссийский классификатор) -
документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и
социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами,
группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения
в государственных информационных системах и при межведомственном
обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) основополагающий национальный стандарт - национальный
стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом
исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие
положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также
виды национальных стандартов;
9) правила стандартизации - документ национальной системы
стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом
исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения
организационного и методического характера, которые дополняют или
конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных
стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по
стандартизации и оформления результатов таких работ;
10) предварительный национальный стандарт - документ по
стандартизации, который разработан участником или участниками работ
по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете
по стандартизации или проектном техническом комитете по
стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти
в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения
устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а
также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации
на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения
предварительного национального стандарта для возможной последующей
разработки на его основе национального стандарта (в ред.
Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2066);
11) рекомендации по стандартизации - документ национальной
системы стандартизации, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий
информацию организационного и методического характера, касающуюся
проведения работ по стандартизации и способствующую применению
соответствующего национального стандарта, либо положения, которые
предварительно проверяются на практике до их установления в
национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;
12) свод правил - документ по стандартизации, утвержденный
федеральным органом исполнительной власти или Государственной
корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и
общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения
требований технических регламентов;
13) стандарт организации - документ по стандартизации,
утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной
корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным
предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения
качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация - деятельность по разработке (ведению),
утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и
применению документов по стандартизации и иная деятельность,
направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов
стандартизации;
15) технические условия - вид стандарта организации,
утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или
исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской
Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую
экономику и международные системы стандартизации в качестве
равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского
производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих
задач:
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание
технологического лидерства Российской Федерации в
высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей,
охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного
мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и
физических лиц, государственного и муниципального имущества, а
также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции,
обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение
сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на
эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках
товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их
результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции
(далее - потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание
условий для применения международных стандартов и региональных
стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных
государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на
следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в
отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6
настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный
Правительством Российской Федерации перечень документов по
стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает
безопасность дорожного движения при его организации на территории
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г.
N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N
27, ст. 4229);
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации,
преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и
общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы
стандартизации, современному уровню развития науки, техники и
технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы
стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов
всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке
национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований,
обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения
(актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения
документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на
территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с
учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации иной информации
ограниченного доступа.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере
стандартизации
1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Применение документов по стандартизации для целей
технического регулирования устанавливается в соответствии с
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
3. Применение международных стандартов, региональных
стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных
государств и сводов правил иностранных государств, иных документов
по стандартизации иностранных государств осуществляется в
соответствии с международными договорами Российской Федерации и
настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции
(товаров, работ, услуг) по государственному
оборонному заказу, продукции, используемой в целях
защиты сведений, составляющих государственную тайну
или относимых к охраняемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации иной
информации ограниченного доступа, продукции,
сведения о которой составляют государственную тайну,
продукции, для которой устанавливаются требования,
связанные с обеспечением безопасности в области
использования атомной энергии, а также
в отношении процессов и иных объектов
стандартизации, связанных с такой продукцией
1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции
(товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу,
продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в
соответствии с законодательством Российской Федерации иной
информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой
составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов
стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой
устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в
области использования атомной энергии, а также процессов и иных
объектов стандартизации, связанных с такой продукцией,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации
в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской
Федерации в сфере стандартизации
Направлениями государственной политики Российской Федерации в
сфере стандартизации являются:
1) определение сфер государственного регулирования,
приоритетных направлений развития национальной системы
стандартизации;
2) принятие и реализация документов стратегического
планирования, в том числе государственных программ Российской
Федерации и государственных программ субъектов Российской
Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных
целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку
документов по стандартизации;
3) расширение применения документов по стандартизации в
деятельности органов государственной власти и организаций;
4) подготовка кадрового состава в сфере стандартизации;
5) другие направления в сфере стандартизации в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Глава 3. Участники работ по стандартизации
Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере стандартизации
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации:
1) разрабатывает государственную политику Российской Федерации
в сфере стандартизации, представляет в Правительство Российской
Федерации соответствующие предложения, по которым требуются решения
Правительства Российской Федерации;
2) обеспечивает межведомственную координацию деятельности
федеральных органов исполнительной власти, Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных
корпораций в целях реализации государственной политики Российской
Федерации в сфере стандартизации, за исключением межведомственной
координации деятельности в сфере систематизации и кодирования
технико-экономической и социальной информации в
социально-экономической области, порядок осуществления которой
устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный
государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации;
4) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности
в сфере стандартизации;
5) определяет стратегические и приоритетные направления
развития национальной системы стандартизации;
6) устанавливает показатели и индикаторы, на основе которых
будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной
системе стандартизации;
7) устанавливает порядок применения знака национальной системы
стандартизации;
8) устанавливает правила исполнения государственных функций и
предоставления государственных услуг в сфере стандартизации
федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) устанавливает порядок разработки основополагающих
национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по
стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования
и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, а
также регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере
стандартизации документов национальной системы стандартизации,
сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и
региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и