УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Фрязино Московской области
В целях создания условий для сохранения и развития научно-технического потенциала г. Фрязино и на основании представления Правительства Российской Федерации постановляю:
1. Присвоить г. Фрязино Московской области на срок до 31 декабря 2027 г. статус наукограда Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые:
направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Фрязино как наукограда Российской Федерации в 2003 - 2007 годах;
программу (основные направления) развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы.
3. Правительству Российской Федерации, правительству Московской области и администрации г. Фрязино заключить соглашение о реализации программы (основных направлений) развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
29 декабря 2003 года
№ 1531
УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 29 декабря 2003 г. № 1531
НАПРАВЛЕНИЯ научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Фрязино как наукоградаРоссийской Федерации в 2003 - 2007 годах
Фундаментальные космические исследования, исследования в области радиофизики, радиоэлектроники, физической и квантовой электроники, информатики.
Разработка и производство информационно-телекоммуникационных систем, сверхвысокочастотных приборов и комплексированных устройств для обеспечения систем радиоэлектронного вооружения и военной техники, лазерных технологий, прецизионных технологий и гибких производственных систем.
Научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области электроники, микросистемной техники и микросенсорики, опто- и акустоэлектроники, мониторинга природной среды, транспорта, новых материалов и химических продуктов, обеспечения безопасности продукции, производств и объектов.
Подготовка кадров в области научно-технической и инновационной деятельности.
______________
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 29 декабря 2003 г. № 1531
ПРОГРАММА (основные направления) развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы
ПАСПОРТ программы (основных направлений) развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы
Наименование программы | - | программа (основные направления) развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы |
Основание для разработки программы | - | Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" |
Государственный заказчик программы | - | правительство Московской области |
Основной разработчик программы | - | администрация г. Фрязино |
Основные цели программы | - | обеспечение мирового лидерства в фундаментальных научных исследованиях, в создании новейшей электронной техники, создание новых технологий и наукоемкой продукции по приоритетным научно-техническим направлениям, жизнеобеспечение и развитие инфраструктуры города, подготовка высококвалифицированных кадров, развитие инновационной деятельности и поддержание малого бизнеса, достижение устойчивого бездотационного социально-экономического развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации, улучшение качества жизни его населения |
Этапы и сроки реализации программы
| - | первый этап (2003 год) - формирование организационно-правовых, экономических механизмов реализации программы и органов управления программой, создание инфраструктуры, обеспечивающей выполнение программы; |
| второй этап (2004 - 2006 годы) - реализация мероприятий программы, формирование системы развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации; | |
| третий этап (2007 год) - завершение реализации мероприятий программы и оценка ее результатов, создание условий для устойчивого социально-экономического развития г. Фрязино, разработка и утверждение программы его развития на последующий период; | |
Перечень основных мероприятий программы
| - | инновационное развитие научно-производственного комплекса; развитие инфраструктуры инновационной деятельности, реализация инновационных проектов; |
| создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитие научно-производственных организаций; | |
| создание единой информационной среды г. Фрязино; | |
| подготовка кадров; | |
| реализация программ социально-экономического развития г. Фрязино | |
Исполнители основных мероприятий программы | - | администрация г. Фрязино, организации г. Фрязино |
Источники финансирования программы | - | финансирование мероприятий и проектов, входящих в программу, производится за счет средств: федерального бюджета; бюджета Московской области; бюджета г. Фрязино; внебюджетных источников финансирования. Объемы финансирования определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений и из сумм налоговых доходов, собранных на территории наукограда и поступивших в соответствующий бюджет в предыдущем году |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - | сохранение мирового уровня проводимых фундаментальных исследований, внедрение в производство новых разработок и технологий по приоритетным научно-техническим направлениям; создание и развитие эффективной инновационной среды, обеспечивающей продвижение научных идей и разработок до конечного рыночного продукта; |
| обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе по приоритетным научно-техническим направлениям; | |
| достижение устойчивого социально-экономического развития г. Фрязино; | |
| создание устойчивой налогооблагаемой базы роста бюджетных доходов всех уровней, обеспечивающей в том числе формирование сбалансированного местного бюджета; | |
| повышение уровня и качества жизни жителей г. Фрязино | |
Система организации контроля за исполнением программы | - | координацию работ по реализации программы осуществляет наблюдательный совет, формируемый государственным заказчиком. Государственный заказчик ежегодно докладывает о результатах реализации программы в Правительство Российской Федерации. Администрация г. Фрязино по согласованию с правительством Московской области представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации отчеты об использовании средств, выделяемых из федерального бюджета |
1. Краткая характеристика г. Фрязино и его научно-производственного комплекса
Город Фрязино расположен в 25 километрах к северо-востоку от г. Москвы.
Статус города рабочий поселок Фрязино получил в 1951 году в составе Щелковского района, а с 1968 года он становится городом областного подчинения.
В городе проживает 53 тыс. человек. В городе работают 120 лауреатов Государственной и Ленинской премий, 460 кандидатов наук и 77 докторов наук, два академика Российской академии наук. 30 процентов работоспособного населения имеет высшее образование.
Город сложился как научно-производственный центр, в котором успешно реализовывались государственные задачи в области фундаментальной науки, укрепления обороноспособности страны и производства образцов наукоемкой техники. Сформировалась основа научно-производственного комплекса г. Фрязино, который получил развитие в 90-е годы в связи с созданием новых научно-производственных организаций.
В настоящее время в состав научно-производственного комплекса входят федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное предприятие "Исток", федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Платан" с заводом при НИИ", открытое акционерное общество "Фрязинский экспериментальный завод", Фрязинское отделение Института радиотехники и электроники Российской академии наук, федеральное государственное унитарное предприятие "Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники" Российской академии наук, федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное предприятие "Циклон-Тест", открытое акционерное общество "Исток-Аудио Интернэшнл", закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Исток-Система", закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Магратеп", общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Випс-Мед", общество с ограниченной ответственностью "Научно-техническое объединение "ИРЭ-Полюс", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Медицинский инструмент", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Альт", открытое акционерное общество "Мособлзнак", закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Эрготех".
Экономика г. Фрязино неразрывно связана с деятельностью организаций научно-производственного комплекса, в которых работает 8,6 тыс. человек (44 процента общей численности занятого в экономике населения).
Организации научно-производственного комплекса города дают 70 процентов налоговых поступлений в городской бюджет.
Всего в городе 397 предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Общий объем произведенной ими продукции и услуг в 2001 году составил 2214,5 млн. рублей, в том числе объем научно-технической продукции - 1321 млн. рублей (что составляет 59,6 процента от общего объема продукции и услуг всех хозяйствующих субъектов на территории города). Основные фонды города (за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы) составляют 2813 млн. рублей, в том числе в научно-производственном комплексе - 2239 млн. рублей (что составляет 79,6 процента от основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования).
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают содержание жилищного фонда города, составляющего 1,04 млн. кв. метров. На обслуживании и содержании города находятся системы теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и канализации, свыше 270 тыс. кв. метров муниципальных дорог. Город Фрязино имеет высокий уровень телефонизации - 13 тыс. абонентов.
2. Характеристика проблемы и пути ее решения
Город Фрязино образован и развивался вместе с градообразующими организациями, решающими государственные задачи по созданию наукоемкой продукции оборонного и гражданского назначения.
Резкое сокращение заказа и объема бюджетного финансирования в последние годы привело к изменению условий деятельности организаций научно-производственного комплекса и социально-экономического положения города.
В сжатые сроки город принял на себя решение вопросов содержания, обеспечения и функционирования жилищно-коммунальной и социальной сферы.
Предприятия и организации, работающие по государственному заказу, принимали меры к поиску новых экономических, организационных и правовых форм развития. Однако проводимая работа не обеспечила решения проблем финансирования фундаментальных исследований. Ряд федеральных государственных унитарных предприятий находится в неустойчивом финансово-экономическом положении. Остается сложным социально-экономическое положение города. Существует угроза утраты научно-производственного потенциала по приоритетным научно-техническим направлениям.
Масштабность и комплексность указанных проблем требуют использования программных методов в их решении, привлечения значительных финансовых, научно-производственных, кадровых и других ресурсов.
3. Основные цели программы, этапы и сроки ее реализации
Основными целями программы являются:
обеспечение мирового лидерства в фундаментальных научных исследованиях, в создании новейших образцов электронной техники;
создание новых технологий и наукоемкой продукции по приоритетным научно-техническим направлениям;
жизнеобеспечение и развитие инфраструктуры города;
подготовка высококвалифицированных кадров;
развитие инновационной деятельности и поддержание малого бизнеса;
достижение устойчивого социально-экономического развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации, улучшение качества жизни его населения.
При реализации программы должен обеспечиваться баланс интересов Российской Федерации, Московской области, г. Фрязино и хозяйствующих субъектов на его территории.
Реализацию программы предусматривается осуществить в несколько этапов:
первый этап (2003 год) - формирование организационно-правовых, экономических механизмов реализации программы и органов управления программой, создание инфраструктуры, обеспечивающей выполнение программы;
второй этап (2004 - 2006 годы) - реализация мероприятий программы, формирование системы развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации;
третий этап (2007 год) - завершение реализации мероприятий программы и оценка ее результатов, создание условий для устойчивого социально-экономического развития г. Фрязино, разработка и утверждение программы его развития на последующий период.
4. Программные мероприятия
Программа включает в себя шесть следующих подпрограмм:
подпрограмма "Инновационное развитие научно-производственного комплекса";
подпрограмма "Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, реализация инновационных проектов";
подпрограмма "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитие научно-производственных организаций";
подпрограмма "Создание единой информационной среды наукограда";
подпрограмма "Подготовка кадров";
подпрограмма "Реализация программ социально-экономического развития города".
Подпрограмма "Инновационное развитие научно-производственного комплекса"
Эффективность функционирования научно-производственного комплекса определяет общий уровень развития г. Фрязино. Новые экономические условия требуют реформирования научно-технической сферы и ее дальнейшего развития.
В целях реформирования и выработки стратегии развития научно-производственного комплекса в городе созданы городской научно-технический совет и совет директоров. Эти структуры вырабатывают общие подходы к решению возникающих проблем и осуществляют координацию деятельности по реформированию и интеграции на общегородском уровне.
Одним из наиболее эффективных путей реформирования является реализация инновационных проектов, направленных на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной рыночной продукции на базе конверсионных разработок. В процессе выполнения программы предусматривается реализация более 40 инновационных проектов.
По основным организациям научно-производственного комплекса планируется рост объемов реализованной продукции и услуг к концу 2007 года более чем в 3 раза по сравнению с 2001 годом.
В целях более эффективного использования освободившихся в результате реформирования площадей и материальных средств предполагается предоставление их на правах аренды малым организациям.
Подпрограмма "Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, реализация инновационных проектов"
Создание развитой инфраструктуры инновационной деятельности в г. Фрязино осуществляется с целью:
активизации интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
создания и развития высокотехнологичных производств путем конкурентной реализации инновационных проектов;
привлечения инвестиций, способствующих освоению высоких технологий.
В рамках реализации программы необходимо обеспечить поддержку уже созданных структур (Фонд развития наукограда Фрязино, Торгово-промышленная палата г. Фрязино) и создание новых, дополняющих по функциям уже существующие: инкубатор бизнеса высоких технологий, центр интеллектуальной собственности и патентно-лицензионных услуг.
Создание инфраструктуры инновационной деятельности напрямую влияет на инвестиционный климат в городе, который зависит также от наличия организационно-правовых условий, льготного налогового режима инвестирования, привлекательного имиджа города, образовательного уровня населения.
Система мер по привлечению инвестиций в рамках этой программы потребует подготовки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих отношения субъектов инвестиционной деятельности, совершенствования существующих актов, обеспечения доступности информации о порядке поддержки инвестиционной деятельности.
Мощным рычагом активизации внутренних инвестиционных возможностей города и привлечения внешних финансовых источников должна стать система льгот, предоставляемых инвестору на срок окупаемости проекта. Это потребует анализа опыта предоставления льгот, разработки принципов и критериев их получения, создания определенных организационных структур по оказанию услуг инвесторам и исполнителям проектов.
Подпрограмма "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитие научно-производственных организаций"
Малое предпринимательство стало в настоящий момент реальным сектором экономики г. Фрязино. Уже сейчас малый бизнес обеспечивает 20 процентов налоговых поступлений и 16 процентов рабочих мест.
Создание условий для устойчивого развития предпринимательства обеспечит эффективные преобразования в экономике города, развитие инвестиционной деятельности, конкурентной среды, создание рабочих мест и повышение налогооблагаемой базы.
Одним из таких условий является развитие малого предпринимательства на базе пустующих помещений градообразующих предприятий с привлечением внешних и внутренних инвестиций.
Необходимо дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности с целью отражения в нормативных правовых актах интересов малого предпринимательства, устранения его менее благоприятного положения в экономике по сравнению с крупными предприятиями и организациями.
Привлечение финансовых средств в сферу малого предпринимательства связано с выработкой механизма предоставления льгот инвесторам инновационных проектов, созданием соответствующей инфраструктуры, предоставлением субъектам малого предпринимательства услуг инкубатора бизнеса высоких технологий.
Подпрограмма "Создание единой информационной среды наукограда"
Информатизация г. Фрязино является неотъемлемой частью городской социально-экономической и