<p>У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу - Указ Президента
Российской Федерации
от 11.07.2004 г. N 868
Вопросы Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
(В редакции указов Президента Российской Федерации
от 19.08.2003 г. N 971с; от 28.08.2003 г. N 991)
В соответствии с Федеральным конституционным законом от
17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации",
а также в целях реализации единой государственной политики в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
обеспечения пожарной безопасности п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Установить предельную численность работников центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий в количестве 1039 единиц (без персонала по охране и
обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава
Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется -
Государственная противопожарная служба) и 310 военнослужащих войск
гражданской обороны.
3. Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий 10 заместителей Министра, в том
числе одного первого заместителя и одного статс-секретаря, коллегию
в количестве 19 человек и, наряду с другими подразделениями
центрального аппарата, 13 следующих департаментов по основным
направлениям деятельности Министерства: гражданской защиты,
управления в кризисных ситуациях, предупреждения чрезвычайных
ситуаций и научно-технической политики,
организационно-мобилизационный, войск гражданской обороны и
спасательных формирований, кадров и профессиональной подготовки,
инвестиций и эксплуатации основных фондов, материально-технического
обеспечения и вооружения, финансово-экономической деятельности,
федеральной поддержки территорий, международного сотрудничества,
правового обеспечения, управления делами, а также Главное
управление Государственной противопожарной службы.
4. Установить, что личный состав Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий состоит из:
военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной
противопожарной службы;
лиц рядового и начальствующего состава Государственной
противопожарной службы;
федеральных государственных служащих;
лиц, замещающих должности, не относящиеся к государственной
службе.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской
Федерации от 2 августа 1999 г. N 953 "Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4042).
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
21 сентября 2002 года
N 1011
_____________________
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 августа 2002 г.
N 1011
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 28.08.2003 г. N 991)
I. Общие положения
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), обеспечения
пожарной безопасности, а также координирующим деятельность
федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
2. МЧС России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. В систему МЧС России входят региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; органы, специально уполномоченные
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций; Государственная противопожарная
служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (далее именуется - Государственная противопожарная
служба); войска гражданской обороны; Государственная инспекция по
маломерным судам Российской Федерации; образовательные,
научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся
в ведении МЧС России. (В редакции Указа Президента Российской
Федерации от 28.08.2003 г. N 991)
Для решения гуманитарных задач из части сил системы МЧС России
создается российский национальный корпус чрезвычайного
гуманитарного реагирования.
4. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями.
5. МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати,
штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации, эмблему и флаг.
II. Основные задачи МЧС России
6. Основными задачами МЧС России являются:
1) реализация единой государственной политики в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению
гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному
реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;
3) осуществление в соответствии с законодательством Российской
Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных,
надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к
компетенции МЧС России;
4) осуществление управления в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти в указанной области;
5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки
информации в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности, а также обмена этой информацией.
III. Основные функции МЧС России
7. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает предложения по формированию основ единой
государственной политики в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе
преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также в
области пожарной безопасности;
2) организует разработку проектов законов и иных нормативных
правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности, а также по вопросам преодоления последствий
радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого
(специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования
в части, касающейся компетенции МЧС России, и вносит их в
установленном порядке на рассмотрение Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) осуществляет контроль за разработкой и реализацией
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской
обороне и обеспечению пожарной безопасности;
4) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению,
руководит деятельностью Государственной противопожарной службы,
координирует деятельность ведомственной и добровольной пожарной
охраны, а также объединений пожарной охраны;
5) является органом государственного регулирования пожарной
безопасности при использовании атомной энергии;
6) организует и ведет официальный статистический учет и
государственную статистическую отчетность по вопросам, отнесенным к
компетенции МЧС России;
7) осуществляет координацию деятельности и взаимодействия
компонентов военной организации при решении задач обеспечения
обороноспособности и безопасности государства в области гражданской
обороны;
8) участвует в подготовке предложений Президенту Российской
Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований;
9) участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской
Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской
Федерации и федеральной государственной программы оперативного
оборудования территории Российской Федерации в целях обороны,
обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся
гражданской обороны и оперативного оборудования территорий;
10) организует по согласованию с Генеральным штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и
применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях
обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке
подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными
Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской
Федерации;
11) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск
гражданской обороны, органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы;
12) осуществляет по согласованию с Министерством обороны
Российской Федерации текущее и перспективное планирование
мобилизационного развертывания войск гражданской обороны и воинских
частей Государственной противопожарной службы в военное время;
13) определяет потребность войск гражданской обороны,
Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных
формирований МЧС России в специалистах и организует их подготовку в
образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных
учреждениях, осуществляет в установленном порядке подготовку кадров
для соответствующих органов иностранных государств, а также для
ведомственной и добровольной пожарной охраны, объединений пожарной
охраны и организаций независимо от формы собственности;
14) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном
порядке органы управления, спасательные центры, отдельные бригады,
воинские части и подразделения войск гражданской обороны, органы
управления и подразделения Государственной противопожарной службы,
в том числе территориальные, поисково-спасательные учреждения и
организации МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального
бюджета, осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации их комплектование личным составом, производит тарификацию
их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организует их
материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;
15) координирует в установленном порядке деятельность
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и
межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи
по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или
большей части территории Российской Федерации, а также организует и
проводит в установленном порядке аттестацию аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
16) организует финансовое обеспечение региональных центров по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; войск гражданской обороны;
Государственной противопожарной службы; поисково-спасательных
учреждений и иных находящихся в ведении МЧС России организаций,
содержащихся за счет средств федерального бюджета;
17) осуществляет обязательное страхование жизни и здоровья
военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной
противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего
состава Государственной противопожарной службы в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
18) осуществляет в пределах своей компетенции предупреждение и
ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных
объектах во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации;
19) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению в
закрытых административно-территориальных образованиях, а также на
особо важных и режимных объектах;
20) в установленном порядке создает, реорганизует и
ликвидирует совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями подразделения Государственной противопожарной службы,
содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;
21) участвует в подготовке предложений Президенту Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
22) разрабатывает и представляет в установленном порядке
проект плана гражданской обороны, вносит в установленном порядке
предложения о введении в действие плана гражданской обороны на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в
полном объеме либо частично;
23) устанавливает совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти показатели для отнесения организаций
к категориям по гражданской обороне, представляет в установленном
порядке предложения по уточнению перечня территорий, отнесенных к
группам по гражданской обороне;
24) создает и поддерживает в постоянной готовности технические
системы управления гражданской обороны МЧС России, участвует в
создании и контролирует работу территориальных систем оповещения
гражданской обороны, осуществляет контроль за созданием локальных
систем оповещения в районах размещения потенциально опасных
объектов;
25) осуществляет методическое руководство и контроль при
решении вопросов создания гражданских организаций гражданской
обороны, а также методическое руководство органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями при подготовке гражданских
организаций гражданской обороны и обучении населения способам
защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
26) организует в установленном порядке разработку федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской
обороне;
27) осуществляет организационно-методическое руководство
накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств, а также контроль в этой области;
28) осуществляет методическое руководство созданием и
поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской
обороны, а также контроль в этой области;
29) участвует в разработке мобилизационного плана экономики
Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС
России;
30) осуществляет на федеральном уровне управление единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также руководство функционированием и развитием
федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений;
31) осуществляет методическое руководство федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении
и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
32) организует и проводит в установленном порядке
государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и
проектной документации в области соблюдения требований гражданской
обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляет надзор
за выполнением установленных требований по гражданской обороне и
пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на
подземных объектах и при ведении взрывных работ);
33) устанавливает порядок разработки и представления
деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов,
участвует в установленном порядке в декларировании безопасности
гидротехнических сооружений, в пределах своей компетенции дает
заключения по результатам рассмотрения деклараций промышленной
безопасности опасных производственных объектов;
34) участвует в установленном порядке в экспертизе деклараций
безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной
опасностью производства, а также в пределах своей компетенции в
работах по сертификации, стандартизации и метрологии в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
35) ведет в установленном порядке реестр подводных
потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном
море Российской Федерации (за исключением подводных переходов
трубопроводного транспорта);
36) совместно с заинтересованными федеральными органами</p>
Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2002 г. № 1011
Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий