Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа

педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;

обновление системы аттестации педагогических работников;

повышение квалификации педагогических работников, в том числе через систему послевузовского образования;

реализация международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области обмена педагогическими и научно-педагогическими кадрами;

расширение участия образовательных учреждений и других организаций системы образования в международных программах академической мобильности;

повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования.

 

Подраздел 2.Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений

 

Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Образовательные учреждения испытывают большой дефицит в площадях. Высшим учебным заведениям по сравнению с нормативами не хватает 3,6 миллиона квадратных метров учебно-лабораторных площадей.

Здания и сооружения образовательных учреждений построены в разные периоды, более 30 процентов площадей в настоящее время приходится на здания, построенные до революции, плохо приспособленные для проведения учебного процесса и находящиеся в ветхом состоянии. Занятия ведутся в две и в три смены.

Необходимо осуществить их реконструкцию, заменить инженерные коммуникации, оборудование и мебель. На восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, требуется единовременно свыше 1,5 млрд. рублей. Но в последние годы средства на ремонтные работы образовательным учреждениям не выделялись.

В прошлые десятилетия естественная убыль учебных площадей компенсировалась за счет строительства новых учебно-лабораторных зданий. Но в связи с резким сокращением инвестиций, объем которых по сравнению с 1990 годом сократился более чем в 20 раз, указанный источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений постепенно иссякает.

По состоянию на 1 января 1997 года в стадии строительства находилось около 300 объектов системы образования с остатком сметной стоимости 3,4 млрд. рублей. В последние годы удалось с помощью привлечения внебюджетных средств и средств спонсоров, инвесторов и других не запрещенных законом источников ввести часть объектов системы образования в эксплуатацию, сократить остаток сметной стоимости. На 1 января 1999 года незавершенными являются около 250 объектов системы образования, для полного завершения которых необходимо 2,8 млрд. рублей.

Основными направлениями развития являются:

сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;

переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов;

разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования;

строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;

оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;

оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования;

разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;

увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;

разработка и производство перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;

повышение уровня обеспечения образовательных учреждений и их научных организаций учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;

обеспечение обучения преимущественно в одну смену;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;

развитие материально-технической базы предприятий системы образования, осуществляющих производство учебной, научной и технической продукции, мебели, строительных материалов, а также организаций, осуществляющих ремонт и строительство зданий и сооружений, принадлежащих организациям системы образования;

расширение возможностей финансирования образования, в особенности профессионального образования, за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников.

 

Подраздел 3.Социальная поддержка работников образовательных учреждений и других организаций системы образования

 

Основными направлениями развития являются:

разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий;

разработка и реализация мер по совершенствованию Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в части оплаты труда работников образовательных учреждений;

установление видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, норм их оказания и льгот в указанной области;

разработка предложений о совершенствовании пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования;

разработка и реализация научно-организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и системы образования в целом в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования;

повышение государственного и социального статуса указанных работников;

реализация целевой социальной поддержки указанных работников;

совершенствование пенсионного обеспечения указанных работников;

развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.

 

Раздел V.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий педагогическим и другим работникам организаций системы образования, обучающимся.

Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи (выплата заработной платы) и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям. Средств на развитие образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования, обучающимся.

Предлагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование системы образования (раздел "Образование" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации), так и на осуществление установленных Программой мероприятий и проектов (инноваций) с достижением к 2005 году расчетной потребности в финансовых средствах.

Финансовое обеспечение системы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:

увеличение бюджетного финансирования посредством указанного механизма при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств;

создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Структура расходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в таблице 2.

Субъектами Российской Федерации в соответствии с региональными программами развития образования, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции будет осуществляться финансирование установленных Программой мероприятий и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

 

Таблица 2

 

Примерная структура расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования (в млн. рублей)

 

Направления финансирования

Год

2000

20012002200320042005

Итого

Фед. бюдж.

Внебюдж. ист.

Фед. бюдж.

Внебюд. ист.

Фед. бюдж.

Внебюд. ист.

Фед. бюдж.

Внебюдж. ист.

Фед. бюдж.

Внебюдж. ист.

Фед бюдж.

Внебюдж. ист.

Фед. бюдж.

Внебюдж. ист.

Всего

в том числе:

1676,7

123,0

2000,0

202,5

2200,0

251,0

2500,0

294,5

3000,0

348,0

3500,0

391,5

14876,7

1610,5

Капитальные вложения

167,7

24,0

233,1

27,5

324,0

35,0

450,4

42,5

626,1

60,0

864,0

67,5

2665,3

256,5

НИОКР

9,0

5,0

18,0

10,0

50,0

18,0

80,0

21,0

100,0

24,0

150,0

27,0

407,0

105,0

Прочие виды расходов*

1500,0

94,0

1748,9

165,0

1826,0

198,0

1969,6

231,0

2273,9

264,0

2486,0

297,0

11804,4

1248,5

Итого по

указанным источникам финансирования

1799,72202,52451,02794,5

3348,0

3891,516487,2

______________________________ 

* - раздел 14 функциональной классификации расходов федерального бюджета.

 

Раздел VI.СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В систему мероприятий по реализации Программы включены комплексные мероприятия, предусмотренные механизмом реализации Программы (таблица 3).

Финансирование указанных мероприятий предусмотрено за счет прочих видов расходов (таблица 2).

В систему мероприятий по реализации Программы не включены мероприятия, для обеспечения реализации которых не предполагаются дополнительные решения и непосредственное участие Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

Таблица 3

Мероприятия

Сроки реализации (годы)

Ответственные исполнители

1

2

3

Подраздел 1 раздела III. Общие направления развития системы образования1

1. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации

1.1. Обеспечить гарантированное свободное функционирование и развитие единого образовательного пространства и расширение доступа граждан к образованию, в том числе и из государств - участников Содружества Независимых Государств

2000 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования

1.1.1. Разработать нормативно-правовую и информационную базу, экономические и управленческие механизмы реализации государственной политики в области образования, обеспечения его единства и приоритетности в жизнедеятельности государства и общества, осуществления прав граждан на равный доступ к высококачественному образованию различных уровней

2000 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы

1.1.2. Разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития системы образования. Подготовить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (в том числе на уровне субъектов Российской Федерации) подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Обосновать, сформировать и реализовать на основе прогнозов механизмы формирования кадрового заказа на подготовку специалистов федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня

2000 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования

1.1.3. Разработать концепцию развития образовательного права, в том числе основные направления правового регулирования единой системы образования Российской Федерации, а также на уровне субъекта Российской Федерации и местном (муниципальном) уровне. 

Организация реализации концепции

2000 - 2002

 

 

 

 

 

 

2000 -  2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профессиональные союзы (привлекаются к работе по согласованию), детские и молодежные общественные объединения и организации (привлекаются к работе по согласованию), общественные организации

1.1.4. Ввести и обеспечить реализацию преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, содержащих федеральные компоненты для всех уровней системы образования, в том числе дополнительное профессиональное

2000

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования

1.1.5. Восстановить и развить издательскую, полиграфическую и производственную базу единого образовательного пространства страны с привлечением к этой работе государственных, общественных, промышленных, научных, рыночных структур и организаций

2000 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное (привлекаются к работе по согласованию)

1.1.6. Разработать концепцию и механизм функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования в порядке надзора на всей территории Российской Федерации любых образовательных учреждений и всех органов управления образованием (учредителей - для негосударственных), включая обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Организовать их реализацию

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2001 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное; общественные организации

1.1.7. Разработать концепцию и программу кадровой политики единой системы образования страны и осуществить их реализацию

2000 - 2005

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации

1.1.8. Разработать и реализовать комплекс мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу

2000 - 2001

Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молоде

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/15356
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ

http://kremlin.ru/acts/bank/15356

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Русский English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год