области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения относятся:
1) формирование и использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;
2) приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней для формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;
3) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, осуществление иных указанных в статье 1 настоящего Федерального закона операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.05.2018 № 121-ФЗ)
4) в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней;
5) осуществление совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях (за исключением федерального государственного пробирного надзора); (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)
6) иные полномочия, определенные заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 121. Опробование, анализ и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
1. В Российской Федерации ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства и ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию для продажи, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и пунктом 2 настоящей статьи, подлежат опробованию и клеймению государственным пробирным клеймом. Указанные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов подлежат анализу в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
2. Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов, имеющих историческое, художественное, научное или культурное значение, осуществляются на добровольной основе.
Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом слитков аффинированных драгоценных металлов отечественного и иностранного производства, самородков драгоценных металлов, сусального золота, сусального серебра, мелких насечек (инкрустации) золотом и серебром на изделиях, приборов, лабораторной посуды и иных изделий, изготавливаемых из драгоценных металлов и предназначенных для научных, производственных и медицинских целей, не осуществляются.
Клеймение государственным пробирным клеймом музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, не осуществляется.
(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 607-ФЗ)
3. Порядок опробования и клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору). (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
5. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства должны иметь именники, которые подлежат регистрации в установленном порядке.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)
Статья 122. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота
1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:
1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;
2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.
4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:
1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;
2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;
4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами налоговых органов, таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти, органов внутренних дел, следственных органов, информационной системой Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечень информации, представляемой в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, перечень информации, получаемой ими из ГИИС ДМДК (в том числе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), порядок и сроки подключения таких субъектов к ГИИС ДМДК определяются соглашением между такими субъектами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и организацией, осуществляющей функции оператора ГИИС ДМДК (в случае привлечения такой организации).
Доступ к информации, представленной в ГИИС ДМДК Центральным банком Российской Федерации, либо к информации, представленной в ГИИС ДМДК в связи с операциями, совершенными с участием Центрального банка Российской Федерации, может быть предоставлен исключительно субъектам, указанным в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашениями, одной из сторон которых является Центральный банк Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 607-ФЗ)
6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 23.06.2020 № 188-ФЗ)
Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору)
(Наименование в редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), осуществляет: (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
2) регистрацию именников;
3) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
4) постановку на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников электроискровым методом по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
5) уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
6) хранение представленных на опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов сверх установленного Правительством Российской Федерации срока.
2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи полномочиями федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), в целях выполнения поставленных перед ним задач непосредственно или через подведомственные организации вправе проводить: (В редакции федеральных законов от 24.04.2020 № 138-ФЗ, от 29.12.2022 № 607-ФЗ)
1) экспертизу ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
2) экспертизу и геммологическую экспертизу драгоценных камней;
3) анализ материалов, содержащих драгоценные металлы;
4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 23.06.2020 № 188-ФЗ)
21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), в целях выполнения поставленных перед ним задач и осуществления функций заключает соглашения об информационном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти Российской Федерации в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация, полученная в рамках информационного взаимодействия, используется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), исключительно в целях выполнения поставленных перед ним задач и осуществления функций и не подлежит передаче иным лицам и использованию в иных целях.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.12.2022 № 607-ФЗ)
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), осуществляет и иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия, а также предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" полномочия по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)
Статья 14. Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
1. Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2. До вступления в силу технических регламентов перечень драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
ГЛАВА IV. Государственная разрешительная система
Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи
(Наименование в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
1. В Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий. (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
2. Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и иными федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.
3. Организации, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами. (В редакции Федерального закона от 31.03.1999 № 66-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2019 № 249-ФЗ)
Статья 151. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.08.2019 № 282-ФЗ)
Статья 16.
(Статья исключена - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования
1. Лицензирование деятельности в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регламентирующими порядок выполнения соответствующих видов деятельности. (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
2. Федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными подразделениями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах осуществляется лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения недр и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.
(Пункт 3 исключен - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
3. Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование банковских операций кредитных организаций с драгоценными металлами. Порядок выдачи кредитным организациям лицензий, предоставляющих право на осуществление банковских операций с драгоценными металлами, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 26.07.2019 № 249-ФЗ)
(Пункт 5 исключен - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
Статья 18.
(Статья исключена - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии
1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
2. Действие лицензии на вид деятельности в области добычи драгоценных металлов и драгоценных камней может быть прекращено, приостановлено или ограничено государственным органом, выдавшим эту лицензию, только в случаях: (В редакции федеральных законов от 31.03.1999 № 66-ФЗ; от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
1) истечения срока действия лицензии;
2) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния указанного в лицензии вида деятельности;
3) нарушения условий лицензии;
4) нарушения владельцем лицензии правил и норм, установленных законодательством;
5) возникновения чрезвычайных ситуаций;
6) ликвидации организаций;
7) если владелец лицензии в указанные сроки не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности;
(Подпункт 8 исключен - Федеральный закон от 31.03.1999 № 66-ФЗ)
8) если заявленная деятельность нарушает или делает невозможной выполнение государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации. При возникновении государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации после выдачи лицензии государство возмещает убытки, причиненные в связи с прекращением заявленной деятельности. (В редакции Федерального закона от 31.03.1999 № 66-ФЗ)
В иных случаях прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии допускается по согласованию с владельцем лицензии либо по решению суда.
3. Владелец лицензии уведомляется в письменной форме о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии государственным органом, выдавшим эту лицензию.
Решение о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания принятого решения неправомерным судом могут быть установлены размер и порядок компенсации убытков, причиненных владел