<p>ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР (Утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) (В ред. Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552-I - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963; Федерального закона от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467; Федерального закона от 17 апреля 2001 г. N 48-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647; Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033; Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135; Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2; Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089) (См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.95 г. N 8-П - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2622) В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье. Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства. Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище. Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане. Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу. Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Право граждан РСФСР на жилище В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Статья 2. Задачи жилищного законодательства РСФСР Задачами жилищного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений. Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР Жилищные отношения в РСФСР регулируются Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами жилищного законодательства РСФСР. Отношения, связанные со строительством жилых домов, регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 4. Жилищный фонд Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Статья 5. Виды жилищного фонда Жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619). Статья 6. Государственный жилищный фонд Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетом и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Статья 7. Назначение жилых домов и жилых помещений Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135). Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений Периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций. Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных. Статья 10. Жилищные права и обязанности граждан Граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963). Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Граждане вправе иметь в личной собственности жилые дома (части домов), квартиры в соответствии с законодательством РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963). Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию. Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних (часть седьмая введена Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2). Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (часть восьмая введена Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2). Статья 11. Компетенция Союза ССР в области регулирования жилищных отношений В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования жилищных отношений подлежат: 1) обеспечение единства законодательного регулирования жилищных отношений; 2) руководство жилищным хозяйством союзного подчинения, общее руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского подчинения; 3) установление общих начал организации и деятельности органов государственного управления жилищным хозяйством; 4) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР; 5) проведение единой технической политики в области ремонта жилищного фонда; 6) установление нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР; 7) установление единого порядка государственного учета жилищного фонда; 8) установление основных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими; 9) установление размера квартирной платы и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; 10) установление основных правил организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов; 11) государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и установление порядка его осуществления; 12) решение других вопросов общесоюзного значения в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в соответствии с Конституцией СССР и Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Статья 12. Компетенция РСФСР в области регулирования жилищных отношений Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: 1) законодательное регулирование жилищных отношений в республике; 2) руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского и республиканского подчинения, установление порядка организации и деятельности органов государственного управления этим хозяйством; 3) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда в республике; 4) осуществление государственного учета жилищного фонда на территории республики; 5) установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими; 6) установление порядка и сроков внесения квартирной платы и платы за коммунальные услуги; 7) установление порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, прав и обязанностей их членов; 8) установление правил и норм технической эксплуатации жилых домов и правил пользования придомовыми территориями; 9) осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; 10) решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 13. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования жилищных отношений Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: 1) руководство жилищным хозяйством республиканского (АССР) подчинения; 2) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда в автономной республике; 3) осуществление государственного учета жилищного фонда на территории автономной республики; 4) осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; 5) решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к компетенции Союза ССР и РСФСР. Статья 14. Полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда Краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда: 1) руководят жилищным хозяйством краевого, областного, окружного подчинения; 2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении; 3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории края, области, округа, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; 4) осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также за правильностью распределения жилой площади; 5) решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР. Статья 15. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда: 1) руководят подведомственным жилищным хозяйством; 2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении; 3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; 4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении; 5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР. РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ Статья 16. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Специально уполномоченными государственными органами в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда на территории РСФСР являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции. Статья 17. Органы, осуществляющие управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищностроительных кооперативов Управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления. Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с законодательством Союза ССР схемы управления жилищным хозяйством, находящимся в ведении местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР и</p>
Кодекс РСФСР от 24.06.1983 г. б/н
Жилищный кодекс РСФСР