<p>ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
(Утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря
2004 года N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 1, ст. 15)
(В ред. Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552-I - Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N
28, ст. 963; Федерального закона от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст.
346; Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503;
Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467;
Федерального закона от 17 апреля 2001 г. N 48-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647;
Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033;
Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135;
Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2;
Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089)
(См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 23.06.95 г. N 8-П - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 27, ст. 2622)
В результате победы Великой Октябрьской социалистической
революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для
решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения
потребности трудящихся в жилье.
Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического
общества и осуществляя курс на повышение материального и
культурного уровня жизни народа, Советское государство
последовательно реализует разработанную Коммунистической партией
программу жилищного строительства.
Высокие темпы развития государственного и общественного
жилищного фонда на основе государственных планов, меры,
принимаемые государством по содействию кооперативному и
индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые
условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и
Конституцией РСФСР права граждан на жилище.
Важной государственной задачей является обеспечение сохранности
жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня
благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное
участие принимают общественные организации и граждане.
Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно
относиться к предоставленному им жилищу.
Советское жилищное законодательство призвано содействовать
обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и
охране жилищного фонда.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право граждан РСФСР на жилище
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР
граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается
развитием и охраной государственного и общественного жилищного
фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному
строительству, справедливым распределением под общественным
контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления
программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой
платой за квартиру и коммунальные услуги.
Статья 2. Задачи жилищного законодательства РСФСР
Задачами жилищного законодательства Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики являются регулирование
жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией
СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище, надлежащего
использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление
законности в области жилищных отношений.
Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР
Жилищные отношения в РСФСР регулируются Основами жилищного
законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в
соответствии с ними другими актами жилищного законодательства
Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами жилищного
законодательства РСФСР.
Отношения, связанные со строительством жилых домов,
регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 4. Жилищный фонд
Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые
помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах,
предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного
характера.
Статья 5. Виды жилищного фонда
Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях,
принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях,
принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их
объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям
(общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам
(фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности
граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие
государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным
объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с
Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик
к этим домам применяются правила, установленные для общественного
жилищного фонда (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР
от 19 декабря 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N
51, ст. 1619).
Статья 6. Государственный жилищный фонд
Государственный жилищный фонд находится в ведении местных
Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в
ведении министерств, государственных комитетом и ведомств
(ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР
и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах,
рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче
в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки,
определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Статья 7. Назначение жилых домов и жилых помещений
Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного
проживания граждан, а также для использования в установленном
порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из
фондов жилья для временного поселения, общежитий и других
специализированных жилых помещений (в ред. Федерального закона от
24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 52, ст. 5135).
Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного
характера запрещается.
Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых
помещений
Периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР,
производится обследование состояния жилых домов государственного и
общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые
дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других
целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров
автономной республики, исполнительного комитета краевого,
областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов
автономной области, автономного округа, исполнительного комитета
Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а
также признание их непригодными для проживания производятся в
порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые
Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений
в домах государственного и общественного жилищного фонда в
нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях
перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может
осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего
Кодекса.
Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и
общественного жилищного фонда в нежилые производится по
предложениям соответствующих министерств, государственных
комитетов, ведомств и центральных органов общественных
организаций.
Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам,
в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза
или собрания уполномоченных.
Статья 10. Жилищные права и обязанности граждан
Граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке
жилого помещения по договору найма или аренды в домах
государственного, муниципального и общественного жилищного фонда,
жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных
кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в
домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем
индивидуального жилищного строительства, а также по иным
основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в
составе РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552 -
Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963).
Жилые помещения в домах государственного и общественного
жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов
предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Граждане вправе иметь в личной собственности жилые дома (части
домов), квартиры в соответствии с законодательством РСФСР (в ред.
Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1552 - Ведомости Верховного
Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963).
Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или
ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по
основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они
проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его
назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и
правила социалистического общежития, экономно расходовать воду,
газ, электрическую и тепловую энергию.
Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами
в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других
корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.
Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского
кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи
на праве собственности, с согласия последних (часть седьмая
введена Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2).
Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по
договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения
адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех
совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (часть
восьмая введена Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст.
2).
Статья 11. Компетенция Союза ССР в области регулирования
жилищных отношений
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР
и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования
жилищных отношений подлежат:
1) обеспечение единства законодательного регулирования жилищных
отношений;
2) руководство жилищным хозяйством союзного подчинения, общее
руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского
подчинения;
3) установление общих начал организации и деятельности органов
государственного управления жилищным хозяйством;
4) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту
жилищного фонда по союзным республикам, министерствам,
государственным комитетам и ведомствам СССР;
5) проведение единой технической политики в области ремонта
жилищного фонда;
6) установление нормативов расходования финансовых и
материальных ресурсов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда по
союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и
ведомствам СССР;
7) установление единого порядка государственного учета
жилищного фонда;
8) установление основных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и
пользования ими;
9) установление размера квартирной платы и льгот по оплате
жилых помещений и коммунальных услуг;
10) установление основных правил организации и деятельности
жилищно-строительных кооперативов;
11) государственный контроль за использованием и сохранностью
жилищного фонда и установление порядка его осуществления;
12) решение других вопросов общесоюзного значения в области
использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в
соответствии с Конституцией СССР и Основами жилищного
законодательства Союза ССР и союзных республик.
Статья 12. Компетенция РСФСР в области регулирования
жилищных отношений
Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики в области регулирования жилищных отношений вне пределов
компетенции Союза ССР подлежат:
1) законодательное регулирование жилищных отношений в
республике;
2) руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского и
республиканского подчинения, установление порядка организации и
деятельности органов государственного управления этим хозяйством;
3) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту
жилищного фонда в республике;
4) осуществление государственного учета жилищного фонда на
территории республики;
5) установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования
ими;
6) установление порядка и сроков внесения квартирной платы и
платы за коммунальные услуги;
7) установление порядка организации и деятельности
жилищно-строительных кооперативов, прав и обязанностей их членов;
8) установление правил и норм технической эксплуатации жилых
домов и правил пользования придомовыми территориями;
9) осуществление государственного контроля за использованием и
сохранностью жилищного фонда;
10) решение других вопросов в области использования и
обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к
компетенции Союза ССР.
Статья 13. Компетенция автономных советских
социалистических республик в области
регулирования жилищных отношений
Ведению автономных советских социалистических республик в
области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции
Союза ССР и РСФСР подлежат:
1) руководство жилищным хозяйством республиканского (АССР)
подчинения;
2) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту
жилищного фонда в автономной республике;
3) осуществление государственного учета жилищного фонда на
территории автономной республики;
4) осуществление государственного контроля за использованием и
сохранностью жилищного фонда;
5) решение других вопросов в области использования и
обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к
компетенции Союза ССР и РСФСР.
Статья 14. Полномочия краевых, областных Советов народных
депутатов, Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов в области
использования и обеспечения сохранности
жилищного фонда
Краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных
депутатов автономных областей и автономных округов в области
использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят жилищным хозяйством краевого, областного,
окружного подчинения;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию,
проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда,
находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на
территории края, области, округа, а также государственный контроль
за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) осуществляют контроль за состоянием учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также за правильностью
распределения жилой площади;
5) решают другие вопросы в области использования и обеспечения
сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством
Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР.
Статья 15. Полномочия районных, городских, районных в
городе, поселковых, сельских Советов народных
депутатов в области использования и обеспечения
сохранности жилищного фонда
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские
Советы народных депутатов РСФСР в области использования и
обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию,
проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда,
находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на
территории района, города, поселка, сельсовета, а также
государственный контроль за использованием и сохранностью
жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые
помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности
жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР,
настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР.
РАЗДЕЛ II.
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
Статья 16. Государственное управление в области
использования и обеспечения сохранности
жилищного фонда
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР
и союзных республик государственное управление в области
использования и обеспечения сохранности жилищного фонда
осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР,
Советами Министров автономных республик, исполнительными
комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами,
государственными комитетами и ведомствами, а также специально
уполномоченными на то государственными органами в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Специально уполномоченными государственными органами в области
использования и обеспечения сохранности жилищного фонда на
территории РСФСР являются Министерство жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции.
Статья 17. Органы, осуществляющие управление
государственным и общественным жилищным фондом и
фондом жилищностроительных кооперативов
Управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов
осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими
органами управления.
Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется
министерствами, государственными комитетами, ведомствами и
подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В соответствии с законодательством Союза ССР схемы управления
жилищным хозяйством, находящимся в ведении местных Советов
народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций,
утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР и</p>
Кодекс РСФСР от 24.06.1983 г. б/н
Жилищный кодекс РСФСР