Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>образованному за пределами территории Российской Федерации,
составляется на основании данных, представляемых руководителем
соответствующего дипломатического представительства, консульского
учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части,
расположенной за пределами территории Российской Федерации.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, составляется в двух экземплярах по форме,
утверждаемой Центральной комиссией референдума Российской
Федерации, и подписывается председателем участковой комиссии по
проведению референдума Российской Федерации и ее секретарем. Один
экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, остается в участковой комиссии, а второй
экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по
проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 16
дней до дня проведения референдума Российской Федерации.
Статья 27. Порядок включения в списки граждан, имеющих
право на участие в референдуме Российской
Федерации
В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, включаются граждане Российской Федерации в
соответствии со статьей 2 настоящего Федерального конституционного
закона.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список по конкретному участку референдума Российской Федерации
является факт его проживания на территории данного участка
референдума Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с
федеральным законом, определяющим права граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места
жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке
референдума Российской Федерации.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской
Федерации, находящиеся в день проведения референдума Российской
Федерации в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах,
иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других
местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих
право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту их
пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на
участие в референдуме Российской Федерации и проживающие в
общежитиях, включаются в список по участку референдума Российской
Федерации по месту нахождения общежития.
В список граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации,
образованному за пределами территории Российской Федерации,
включаются граждане Российской Федерации, проживающие за пределами
территории Российской Федерации или находящиеся в длительных
заграничных командировках, при наличии у них заграничного паспорта
гражданина Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, прибывшие в иностранные
государства по частным приглашениям, в служебные, деловые и
туристические поездки, при их обращении в участковую комиссию по
проведению референдума Российской Федерации и при наличии у них
заграничного паспорта гражданина Российской Федерации дополнительно
включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской
Федерации, но поселившиеся на территории участка референдума
Российской Федерации после представления списка для всеобщего
ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не
включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией
по проведению референдума Российской Федерации в указанный список
на основании документов, удостоверяющих их личность и
подтверждающих место жительства на территории данного участка
референдума Российской Федерации.
Статья 28. Ознакомление со списком граждан, имеющих право
на участие в референдуме Российской Федерации
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, представляются для всеобщего ознакомления не
позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской
Федерации.
Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право
заявить в участковую комиссию по проведению референдума Российской
Федерации о невключении его в список граждан, имеющих право на
участие в референдуме Российской Федерации, а также о любой ошибке
или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить
ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать
заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого
решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в
вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации
или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в
трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума
Российской Федерации и в день проведения референдума Российской
Федерации - немедленно. При положительном для заявителя решении
исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в
референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов
запрещается.
Статья 29. Финансовое обеспечение проведения референдума
Российской Федерации
Правительство Российской Федерации выделяет Центральной
комиссии референдума Российской Федерации необходимые денежные
средства на подготовку и проведение референдума Российской
Федерации в течение 15 дней со дня опубликования Указа Президента
Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации.
Выделенные денежные средства поступают в распоряжение Центральной
комиссии референдума Российской Федерации и распределяются ею между
комиссиями субъектов Российской Федерации по проведению референдума
Российской Федерации.
В случае, если финансирование подготовки и проведения
референдума Российской Федерации не было предусмотрено в
федеральном бюджете, данные расходы оплачиваются за счет кредитов
Центрального банка Российской Федерации, покрываемых за счет
средств федерального бюджета. В случаях, если бюджетные средства
своевременно не перечислены на счет Центральной комиссии
референдума Российской Федерации, Центральная комиссия референдума
Российской Федерации вправе обратиться за получением кредитов в
Центральный банк Российской Федерации, а при отказе последнего в
предоставлении кредита - в коммерческие банки за получением кредита
на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведения
референдума Российской Федерации. Данные кредиты, включая
начисленные на них проценты, покрываются за счет средств
федерального бюджета не позднее чем через три месяца после дня
проведения референдума Российской Федерации.
Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению
референдума Российской Федерации распределяют полученные денежные
средства между нижестоящими комиссиями по проведению референдума
Российской Федерации.
Порядок перечисления денежных средств комиссиям по проведению
референдума Российской Федерации устанавливается Центральной
комиссией референдума Российской Федерации совместно с Центральным
банком Российской Федерации.
Председатели комиссий по проведению референдума Российской
Федерации распоряжаются денежными средствами и несут
ответственность за соответствие финансовых документов решениям
комиссий по проведению референдума Российской Федерации по
финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после
проведения референдума Российской Федерации остаются на специальных
счетах комиссий по проведению референдума Российской Федерации.
Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств,
выделенных на подготовку и проведение референдума Российской
Федерации, устанавливается Центральной комиссией референдума
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Формы финансового отчета комиссий по проведению референдума
Российской Федерации о поступлении и расходовании средств,
выделенных на подготовку и проведение референдума Российской
Федерации, устанавливаются Центральной комиссией референдума
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Участковые комиссии по проведению референдума Российской
Федерации представляют территориальным комиссиям по проведению
референдума Российской Федерации финансовые отчеты не позднее чем
через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования)
результатов референдума Российской Федерации.
Территориальные комиссии по проведению референдума Российской
Федерации представляют финансовые отчеты комиссиям субъектов
Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации
не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования
(обнародования) результатов референдума Российской Федерации.
Комиссия субъекта Российской Федерации по проведению
референдума Российской Федерации представляет Центральной комиссии
референдума Российской Федерации сводный финансовый отчет не
позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования
(обнародования) результатов референдума Российской Федерации.
Центральная комиссия референдума Российской Федерации
представляет финансовый отчет о расходовании средств федерального
бюджета палатам Федерального Собрания Российской Федерации не
позднее чем через три месяца со дня официального опубликования
(обнародования) результатов референдума Российской Федерации.
Указанный финансовый отчет должен быть опубликован Центральной
комиссией референдума Российской Федерации в своем официальном
печатном органе и передан в средства массовой информации не позднее
чем через месяц со дня его представления палатам Федерального
Собрания Российской Федерации.
Статья 30. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум
Российской Федерации
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
в любых допускаемых законом формах и законными методами
беспрепятственно вести агитацию за или против проведения
референдума Российской Федерации, за или против участия в
референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта,
действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум
Российской Федерации.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые
агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления, а также их должностным лицам при
исполнении ими служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по
проведению референдума Российской Федерации.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени
накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской
Федерации. В день проведения референдума Российской Федерации и в
предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные
материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению
референдума Российской Федерации, сохраняются на прежних местах.
Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи,
может проводиться:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с
гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий,
демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой
предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях
товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг,
а также выплатой денежных средств.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Комиссии по проведению референдума Российской Федерации,
поставленные в известность о распространении анонимных или
подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях
установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в
соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках,
зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях
комиссий по проведению референдума Российской Федерации и в
помещениях участков референдума Российской Федерации запрещается.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для
агитации за или против вынесенного на референдум Российской
Федерации вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний
издается Центральной комиссией референдума Российской Федерации с
участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение
конституционных прав и свобод в области массовой информации, при
обязательном рассмотрении предложений инициативной группы.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых
являются государственные органы, предприятия, учреждения и
организации либо которые финансируются полностью или частично за
счет государственных средств или средств местного самоуправления,
обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против
вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.
ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Статья 31. Помещение для голосования
Помещение для голосования предоставляется в распоряжение
участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации
главой соответствующей местной администрации.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором
размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного
голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования
комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для
тайного голосования оснащаются столиками и письменными
принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней
для голосования на референдуме Российской Федерации не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы
заполнения бюллетеней для голосования на референдуме Российской
Федерации как за, так и против вопроса, вынесенного на референдум
Российской Федерации, а если на референдум Российской Федерации
вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и
текст действующего закона, который предлагается отменить или
изменить.
Статья 32. Бюллетень для голосования на референдуме
Российской Федерации
В бюллетене для голосования на референдуме Российской
Федерации точно воспроизводится текст вынесенного на референдум
Российской Федерации вопроса и указываются варианты волеизъявления
голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются
пустые квадраты.
При вынесении на референдум Российской Федерации нескольких
вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на
референдуме Российской Федерации, последовательно нумеруются и
отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные
редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно
нумеруются.
Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации
должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации
печатаются на русском языке. По решению комиссии субъекта
Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации
бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации
печатаются также на государственном языке соответствующей
республики в составе Российской Федерации, а в необходимых
случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их
компактного проживания. Если для участка референдума Российской
Федерации бюллетени для голосования печатаются на двух или более
языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст
бюллетеня для голосования в этом случае утверждается комиссией
субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской
Федерации.
При вынесении на референдум Российской Федерации проекта
закона Центральная комиссия референдума Российской Федерации решает
вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для
голосования текстов выносимых на референдум Российской Федерации
проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить
или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего
закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются
к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении
каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего
ознакомления.
В случае проведения референдума Российской Федерации в один
день с местным или иным референдумом бюллетени для голосования на
каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо
каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме
Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума
Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня проведения
референдума Российской Федерации. Бюллетени для голосования на
референдуме Российской Федерации печатаются не позднее чем за 20
дней до дня проведения референдума Российской Федерации по
распоряжению комиссий субъектов Российской Федерации по проведению
референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии по
проведению референдума Российской Федерации получают от комиссий
субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской
Федерации бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до
дня проведения референдума Российской Федерации. Участковые
комиссии по проведению референдума Российской Федерации получают от
территориальных комиссий по проведению референдума Российской
Федерации бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до
дня проведения референдума Российской Федерации.
По каждому участку референдума Российской Федерации число
бюллетеней для голосования не может превышать более чем на
полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на
участие в референдуме Российской Федерации на данном участке
референдума Российской Федерации. На участке референдума Российской
Федерации, на территорию которого ожидается прибытие для
голосования значительного числа граждан Российской Федерации с</p>