Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>на 1992 год, которые полностью обеспечены спросом по всем отраслям народного хозяйства, и составляет 92 млрд. рублей. В 1993 году размер поступления средств от приватизации может существенно возрасти и составить 350 млрд. рублей (в том числе 300-325 млрд. рублей составят средства, перечисленные с именных приватизационных вкладов). В 1994 году общий размер поступления средств от приватизации составит 470-500 млрд. рублей в том числе 450 млрд. рублей составят средства, перечисленные с именных приватизационных вкладов). 2. В таблице 4 к Основным положениям программы приватизации приводятся нормативы распределения средств от приватизации, которые определены исходя из: необходимости создания заинтересованности в приватизации у всех участников процесса приватизации; дифференциации поступлений от приватизации в зависимости от уровня собственности. 3. Правительство Российской Федерации вправе корректировать целевые показатели и обязательные задания по приватизации с учетом состояния финансовой системы Российской Федерации и конъюнктуры на рынке объектов собственности. V. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ФОРМЫ ПЛАТЕЖА В 1992 ГОДУ ПРОГНОЗ СООТНОШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992-1994 ГОДАХ 1. Конкретный способ приватизации предприятий определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом в соответствии с требованиями Основных положений программы приватизации и нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При выборе способа приватизации необходимо руководствоваться критериями определения способов приватизации, приведенными в таблице 5 к Основным направлениям программы приватизации. 2. В 1992 году запрещается: проведение некоммерческих конкурсов (т. е. без использования аукционного принципа по цене объекта или размерам инвестиций); заключение договоров на аренду государственного и муниципального имущества с предоставлением арендатору права его выкупа (арендаторы вправе участвовать в приватизации арендуемого имущества только на общих основаниях); проведение конкурса (аукциона) при наличии менее чем двух покупателей. 3. Определение начальной цены при продаже предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества осуществляется только в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 4. При приватизации посредством продажи акций: государственные и муниципальные предприятия могут быть преобразованы только в акционерные общества открытого типа в соответствии с Положением о порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества, утверждаемым Правительством Российской Федерации. продажа не менее 10 процентов акций, принадлежащих государству (местным Советам), осуществляется на аукционе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, после продажи и передачи льготного пакета акций работникам предприятий. После этого акции регистрируются для продажи на организованном рынке ценных бумаг. 5. В 1992 году не предусматривается оплата в рассрочку стоимости приобретаемых предприятий или акций, за исключением льгот по рассрочке, предоставляемых работникам предприятий в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В этом случае срок рассрочки не может превышать 1 года. Порядок предоставления указанной льготы определяется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Порядок расчетов по выкупу имущества, определяемый договорами аренды, применяется только в тех случаях, когда этот порядок был установлен договором аренды до введения в действие Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". 6. Важнейшей прогнозной характеристикой процесса приватизации в 1992-1994 годах является соотношение различных способов приватизации по отраслям, приведенное в таблице 6. VI. ЛЬГОТЫ ЧЛЕНАМ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. При приобретении членами трудовых коллективов акций предприятий, приватизируемых путем преобразования их в открытые акционерные общества, им предоставляются следующие льготы: а) единовременная безвозмездная передача работникам предприятия именных привилегированных акций, составляющих 25 процентов величины уставного капитала акционерного общества, но не более 20 минимальных размеров месячного заработка в расчете на одного работника. Распределение этих акций между работниками предприятия осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива; б) продажа работникам предприятий, включая пенсионеров и лиц, имеющих право вернуться на прежнее место работы, обыкновенных акций со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки на 1 год. Номинальная стоимость такого пакета акций, продаваемого всем членам трудового коллектива, не должна превышать 10% величины уставного капитала и составляет в расчете на одного работника не более 6 минимальных размеров месячного заработка. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20% номинальной стоимости акций. Акции сверх установленной суммы могут быть приобретены работниками на общих основаниях (на аукционах или на организованном рынке ценных бумаг); в) ограничения на продажу работниками акций, приобретенных ими на льготных условиях или полученных безвозмездно, не устанавливаются; ранее введенные ограничения отменяются; г) при продаже на организованном рынке ценных бумаг, принадлежащих государству или местным Советам народных депутатов акций акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, 10% средств, поступивших от продажи указанных акций, зачисляются на личные лицевые счета приватизации работников предприятий. 2. При продаже государственных и муниципальных предприятий, а также имущества ликвидируемых предприятий по конкурсу или на аукционе: а) товариществу (акционерному обществу), объединяющему не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия (подразделения), при его покупке (кроме случаев выкупа арендованного имущества) предоставляются скидка с цены приобретаемого имущества в размере 30% его продажной цены и рассрочка платежа на 1 год. При этом сумма первоначального взноса не может быть менее 30% продажной цены; б) работникам, не вошедшим в число покупателей своего предприятия (подразделения), выплачивается 10% от продажной цены предприятия (подразделения), но не более 6 минимальных размеров месячного заработка в расчете на одного работника. Распределение этих средств между работниками предприятия осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива. 3. Должностным лицам администрации приватизированных предприятий предоставляется, на условиях заключенных с ними контрактов, право (опцион) на приобретение акций акционерных обществ, созданных путем преобразования этих предприятий, по номинальной стоимости в пределах 5% величины уставного капитала. 4. Государственные и муниципальные предприятия (назависимо от ограничений на их приватизацию) могут создавать за счет чистой прибыли приватизационные фонды с открытием личных лицевых счетов приватизации работников предприятий. Сумма средств, которая может быть зачислена в 1992 году предприятием в приватизационные фонды, не должна превышать 50% остатков фондов экономического стимулирования предприятия по состоянию на 1 января 1992 года, а также 10% фактической чистой прибыли предприятия, полученной в 1992 году, но не более 10 минимальных размеров месячного заработка на личный лицевой счет приватизации одного работника. В состав указанных фондов не может зачисляться прибыль, полученная за счет внереализационных доходов от продажи имущества, и амортизационные отчисления. 5. При приватизации государственных и муниципальных предприятий приватизированные фонды сохраняются в распоряжении их работников. Средства личных лицевых счетов приватизации могут быть использованы работниками на приобретение любых объектов собственности, паев, долей, акций в порядке, установленном статьей 5 Закона РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". 6. При приватизации предприятий, указанных в подразделе 2 раздела 2 Основных положений программы приватизации, порядок предоставления льгот их работникам определяется Правительством Российской Федерации. VII. УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ И РАЗМЕРЫ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ Коммерческие банки могут осуществлять кредитование сделок приватизации за счет собственных кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы, предоставляемые коммерческим банкам Центральным банком Российской Федерации в 1992 году, не могут быть использованы для кредитования сделок приватизации. VIII. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕННЫХ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН В 1992 ГОДУ 1. Перечисление средств на именные приватизационные вклады граждан, предусмотренные Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", в 1992 году не производится. 2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Сбербанком Российской Федерации осуществить всю необходимую подготовительную работу для открытия именных приватизационных счетов до 1 января 1993 года. IX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ Использование иностранных инвестиций осуществляется на следующих основаниях: 1. При приватизации предприятий и объектов торговли, общественного питания, автотранспорта, а также мелких предприятий промышленности и строительства участие иностранных инвесторов допускается только на условиях инвестиционных коммерческих конкурсов (т. е. конкурсов, где предметом является осуществление новых инвестиций в данное предприятие). Участие иностранного капитала в других способах приватизации указанных объектов - аукцион, конкурс по цене - возможно только с разрешения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 2. Участие иностранного капитала стимулируется при приватизации следующих объектов и предприятий: убыточные предприятия; законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства; предприятия, сокращающие производство из-за недостатка импортного сырья, материалов или оборудования; предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, предприятия пищевой промышленности; предприятия промышленности строительных материалов. В целях стимулирования привлечения иностранных инвесторов для приватизации этих предприятий и объектов разрешается: продажа иностранному инвестору контрольного пакета акций или полного пакета за вычетом акций, предоставляемых работникам предприятия в порядке, предусмотренном разделом VI Основных положений программы приватизации; предоставление после продажи 10% акций на аукционе права первоочередного приобретения иностранным инвестором дополнительных пакетов акций по рыночным ценам (указанная льгота применяется только при условии роста стоимости акций по отношению к моменту начала их котировки); передача иностранному инвестору на договорных условиях прав управления пакетами акций, принадлежащих фондам имущества. 3. В перечень объектов, в приватизации которых участие иностранных инвесторов разрешается только по решению Правительства Российской Федерации, включаются: крупнейшие предприятия народного хозяйства (с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тыс. человек); предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на рынке; предприятия и организации, осуществляющие страховую и посредническую деятельность, связанную с движением ценных бумаг. По решению Правительства Российской Федерации в 1992 году устанавливается одно из следующих ограничений на участие в приватизации иностранных инвесторов: полный запрет на участие в приватизации; установление верхнего предела доли иностранных инвесторов в уставном капитале акционерного общества (на срок до 3 лет); сохранение у Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Российского фонда федерального имущества) акции, дающей право вето или решающего голоса по вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации или учредительными документами акционерного общества; лицензирование участия иностранных инвесторов в приватизации. 4. Участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий по производству наукоемкой продукции (где расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют более 10% затрат предприятий), конверсируемых предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса подлежит обязательному лицензированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 5. Приобретение иностранным инвестором приватизируемого объекта или акций одного предприятия стоимостью более 10 млн. долларов (50 млн. рублей), а также акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров, требует предварительного согласия Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации. 6. По объектам, предназначенным к продаже иностранным инвесторам, в дополнение к публикации информации о приватизируемых объектах в бюллетене соответствующего фонда имущества обязательно опубликование сведений на английском языке. X. ПОРЯДОК ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ МЕЖДУ СОБОЙ, С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЮДЖЕТАМИ 1. Продавцом государственных и муниципальных предприятий и других объектов собственности является соответствующий фонд имущества. 2. На период до начала деятельности фондов имущества их функции временно выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом, в том числе Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом - функции Российского фонда федерального имущества. 3. В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге и в городах с населением свыше 1 млн. человек комитеты по управлению имуществом могут быть наделены правами территориальных агентств. В этих случаях Председатель комитета по управлению имуществом назначается Председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с главой исполнительной власти. 4. Средства от приватизации, полученные продавцом объекта государственной или муниципальной собственности, распределяются в порядке, определенном разделами IV и VI Основных положений программы приватизации. 5. Министерства и ведомства Российской Федерации разрабатывают проекты отраслевых программ приватизации объектов, указанных в подразделе 2 раздела II Основных положений программы приватизации. Отраслевые программы приватизации после согласования с местными Советами народных депутатов и Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур вносятся Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом на утверждение в Правительство Российской Федерации. 6. Для осуществления полномочий собственника на собраниях акционеров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены за государством по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 3 раздела II Основных положений программы приватизации, Российский фонд федерального имущества (Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом) может привлекать представителей соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации. 7. Для учета отраслевых особенностей приватизируемых предприятий министерства и ведомства Российской Федерации участвуют в разработке типовых условий заключения сделок приватизации, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 8. Министерства, ведомства Российской Федерации могут направлять своих представителей в состав комиссий по приватизации подведомственных им предприятий. ХI. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ Средства от приватизации, поступающие в распоряжение соответствующих Советов народных депутатов, после ежеквартального покрытия дефицита бюджета могут быть направлены во внебюджетные фонды для расходования исключительно на следующие цели: социальная защита населения; осуществление природоохранных мероприятий; развитие инженерной инфраструктуры городов и территорий. Сроки образования указанных фондов, размеры средств, направляемых на эти цели, и порядок их расходования определяются решениями Советов народных депутатов. ХII. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТНЫМ ПРОГРАММАМ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Местные программы приватизации разрабатываются комитетами по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) и принимаются соответствующими Советами народных депутатов. Местная программа приватизации должна быть разработана и утверждена не позднее чем в месячный срок после публикации в печати Основных положений программы приватизации и опубликована в печатном органе соответствующего Совета народных депутатов. 2. Местные программы приватизации должны соответствовать следующим обязательным требованиям: а) местные программы не могут противоречить Основным положениям программы приватизации, в частности, местные программы не могут включать в себя предложения по приватизации объектов, которые не подлежат приватизации согласно Основным положениям программы приватизации, не могут вводить дополнительные ограничения на приватизацию объектов; б) местные программы должны в полной мере обеспечивать выполнение обязательных ограничений, требований и заданий, установленных Основными положениями программы приватизации. В обеспечение выполнения целевых показателей и обязательных</p>