процессуального документа в личном кабинете на Едином портале не осуществило вход в личный кабинет на Едином портале и при этом отсутствует или отозвано согласие такого лица на получение процессуальных документов исключительно через личный кабинет лица на Едином портале, данному лицу в установленном порядке направляется копия процессуального документа, изготовленная в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если лицо, завершившее прохождение процедуры регистрации на региональном портале и давшее согласие на региональном портале на направление ему процессуальных документов посредством регионального портала, в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в личном кабинете на региональном портале не осуществило вход в личный кабинет на региональном портале, данному лицу в установленном порядке направляется копия процессуального документа, изготовленная в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
9. В случае необходимости направления процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, по почте либо вручения копии такого документа под расписку копия такого документа изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе и заверяется в установленном порядке.
10. В случае изготовления процессуального документа, который должен быть подписан участником производства по делу об административном правонарушении, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, указанный участник не позднее следующего рабочего дня после дня получения такого процессуального документа направляет в порядке, предусмотренном статьей 24.8 настоящего Кодекса, в орган, должностному лицу, которые направили процессуальный документ, уведомление о получении процессуального документа со ссылкой на его реквизиты, содержащее информацию о согласии или несогласии с содержанием процессуального документа.
Если участник производства по делу об административном правонарушении получил процессуальный документ, указанный в абзаце первом настоящей части, и не направил в установленный срок соответствующее уведомление, данный участник считается отказавшимся от подписания процессуального документа. Отказ участника производства по делу об административном правонарушении от подписания процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, фиксируется органом, должностном лицом, направившими процессуальный документ.";
3) статью 25.15 изложить в следующей редакции:
"Статья 25.15. Извещение участников производства по делу об административном правонарушении
1. Участники производства по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и вручение извещения адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщения или направления извещения по электронной почте (при согласии лица на получение извещений по указанным им номеру мобильного телефона или адресу электронной почты).
Согласие участника производства по делу об административном правонарушении на извещение путем отправки СМС-сообщения или по электронной почте может быть выражено в отдельном заявлении, в котором наряду с данными о лице и его согласием на уведомление такими способами указывается его номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение, а также в протоколе об административном правонарушении, ином предусмотренном настоящим Кодексом протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте посредством указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты участника производства по делу об административном правонарушении.
2. Извещение, адресованное физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю либо должностному лицу, направляется по месту его жительства. Место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Извещение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу данного юридического лица. Если административное правонарушение совершено юридическим лицом на территории деятельности его филиала или представительства, извещение направляется по адресу юридического лица либо по адресу места нахождения филиала или представительства. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц.
3. В случае участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или представителя потерпевшего извещение, адресованное лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшему, может быть вручено (направлено) защитнику или представителю.
4. Если участник производства по делу об административном правонарушении заявил ходатайство о направлении извещений по иному адресу, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение по указанному адресу.
5. В случае, если адрес или место жительства участника производства по делу об административном правонарушении неизвестны, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному адресу или месту его жительства.
6. Извещения, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, могут быть направлены участнику производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса. В случае направления участнику производства по делу об административном правонарушении извещения, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, данный участник считается получившим такое извещение в случаях, указанных в пунктах 7 - 13 части 6 статьи 24.9 настоящего Кодекса.";
4) часть 4 статьи 26.2 признать утратившей силу;
5) часть 5 статьи 26.4 изложить в следующей редакции:
"5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение может быть изготовлено на бумажном носителе либо в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы, сделаны выводы.";
6) статью 26.7 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Документы могут быть получены от участников производства по делу об административном правонарушении непосредственно, а также посредством почтовой связи или электросвязи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности для представления и получения документов и материалов таким способом), либо иным способом, позволяющим установить отправителя документов или материалов и сохранить их неизменность до момента получения судьей, органом, уполномоченными рассматривать дело.
Если участником производства по делу об административном правонарушении представлены копии документов, в том числе в электронном виде, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе потребовать представления подлинников этих документов.";
7) в статье 26.9:
а) в части 1 слова "запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа" заменить словами "запросы в территориальные органы соответствующего органа исполнительной власти и подведомственные ему учреждения, иные органы исполнительной власти либо поручения о совершении отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу указанного территориального органа или учреждения";
б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
"4. Если судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, не может получить доказательства, находящиеся на территории, на которую распространяется юрисдикция другого суда, он вправе дать поручение судье (суду) того же либо нижестоящего уровня осуществить определенные процессуальные действия (судебное поручение), о чем выносится определение.
В определении о судебном поручении кратко излагается содержание рассматриваемого дела об административном правонарушении, указываются сведения об участниках производства по делу об административном правонарушении, месте их жительства или месте их нахождения, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые необходимо собрать судье, выполняющему судебное поручение. Копия определения направляется в суд, судье которого дано судебное поручение, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
5. Определение о судебном поручении обязательно для судьи, которому дано поручение, и должно быть выполнено им не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня получения копии указанного определения, если иной срок не установлен определением о судебном поручении.";
8) части 2 - 4 статьи 26.10 признать утратившими силу;
9) часть 12 статьи 27.191 после слов "почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и случаях, которые предусмотрены статьей 24.9 настоящего Кодекса,";
10) в статье 28.2:
а) дополнить частями 11 - 14 следующего содержания:
"l1. В случае, если по объективным причинам при составлении протокола об административном правонарушении не может присутствовать физическое лицо, в отношении которого возбуждается дело о таком правонарушении, или его законный представитель, или законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, их присутствие может быть обеспечено путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности у органа, должностного лица либо путем использования системы веб-конференции при наличии технической возможности у органа, должностного лица, указанного физического лица, его законного представителя или законного представителя указанного юридического лица.
Вопрос об обеспечении присутствия лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции разрешается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, по заявлению указанных лиц либо по собственной инициативе.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, извещает лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, о дате, времени и месте организации видео-конференц-связи или о дате и времени проведения веб-конференции не позднее чем за десять рабочих дней до дня составления протокола об административном правонарушении.
12. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, в случае использования систем видео-конференц-связи при его составлении устанавливает связь со структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения присутствия при составлении протокола лиц, указанных в абзаце первом части 11 настоящей статьи. Лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, содействует должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, в проверке явки и установлении личности явившихся лиц.
13. Установление личности лиц, указанных в абзаце первом части 11 настоящей статьи, при составлении протокола об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
14. В случае присутствия физического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции такой протокол составляется в срок не позднее следующего рабочего дня после дня организации видео-конференц-связи или проведения веб-конференции.";
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а в случае их присутствия при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи - с копией такого протокола, направленной в порядке, предусмотренном частью 51 настоящей статьи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.";
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 51 настоящей статьи.
В случае отказа лиц от подписания протокола (копии протокола), а также в случае, предусмотренном частью 41 настоящей статьи, в протоколе делается соответствующая запись.";
г) дополнить частью 51 следующего содержания:
"51. В случае составления протокола об административном правонарушении с использованием систем видео-конференц-связи такой протокол подписывается на бумажном носителе должностным лицом, его составившим, после чего копия протокола направляется указанным лицом в структурное подразделение органа, территориальный орган, структурное подразделение территориального органа, в которых организована видео-конференц-связь, для подписания данной копии лицами, указанными в абзаце первом части 11 настоящей статьи.
Лица, указанные в абзаце первом части 11 настоящей статьи, помимо собственноручной подписи проставляют на копии протокола, изготовленной на бумажном носителе, отметку о ее получении.
Подписанная лицами, указанными в абзаце первом части 11 настоящей статьи, копия протокола с отметкой о получении ими данной копии незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня направляется лицом, осуществляющим организацию видео-конференц-связи, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае отказа лиц, указанных в абзаце первом части 11 настоящей статьи, от подписания копии протокола лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, делает на такой копии соответствующую запись и направляет такую копию должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в срок, предусмотренный абзацем третьим настоящей части.";
д) часть 6 дополнить словами ", за исключением случаев присутствия указанных лиц при составлении такого протокола с использованием системы веб-конференции";
11) часть 1 статьи 28.5 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 31 статьи 28.1 и частью 14 статьи 28.2 настоящего Кодекса";
12) в статье 28.6:
а) часть 1 после слов "почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и случаях, которые предусмотрены статьей 24.9 настоящего Кодекса,";
б) абзац второй части 12 после слов "почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и случаях, которые предусмотрены статьей 24.9 настоящего Кодекса,";
в) в части 3 слова "частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" заменить словами "частью 9 статьи 24.9 настоящего Кодекса, или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса", третье предложение исключить;
г) в части 4 слова "частью 7 статьи 29.10" заменить словами "частью 9 статьи 24.9", слова ", через кабинет контрольно-кассовой техники или с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления" заменить словами "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления", третье предложение исключить;
13) в статье 28.8:
а) в части 1 слова "Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется" заменить словами "Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направляются";
б) дополнить частями 12 - 16 следующего содержания:
"12. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в суд посредством системы электронного документооборота органа, должностное лицо которого указано в части 15 настоящей статьи, в форме электронных документов, в том числе в машиночитаемом виде, при наличии технической возможности у судьи, органа.
13. В заявлении о привлечении к административной ответственности должны быть указаны:
1) наименование суда, в который направляется заявление о привлечении к административной ответственности;
2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, направляющего в суд заявление о привлечении к административной ответственности;
3) адрес органа, должностное лицо которого направляет заявление о привлечении к административной ответственности, для направления документов по почте и информация о возможности направлять в данный орган документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) номера телефонов должностного лица, органа, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, а также номера их факсов и адреса электронной почты (при наличии);
5) должность, фамилия и инициалы должностного лица (прокурора), составившего протокол (вынесшего постановление) об административном правонарушении;
6) адрес органа, должностным лицом которого возбуждено дело об административном правонарушении, для направления в данный орган документов по почте и информация о возможности направлять документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
7) номера телефонов должностного лица, органа, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей