Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа

дах, определили новые вызовы для Российской Федерации:

а) нехватка вычислительных мощностей, недостаточное развитие отечественных решений в области искусственного интеллекта, включая программно-аппаратные комплексы и электронную компонентную базу;

б) дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

в) низкий уровень внедрения технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;

г) нехватка кадров для обеспечения массового внедрения технологий искусственного интеллекта;

д) недостаточное субсидирование организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, и недостаток частных инвестиций в их развитие, в том числе на этапах предоставления венчурного финансирования, разработки концепции, проведения исследований, тестирования, промышленной разработки и эксплуатации технологий искусственного интеллекта;

е) нормативные барьеры, препятствующие внедрению технологий искусственного интеллекта в отдельных отраслях экономики, включая отсутствие методологической базы для обеспечения систем искусственного интеллекта достоверными исходными данными;

ж) необходимость обеспечения безопасности при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта;

з) необходимость обеспечения защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа, объектов интеллектуальных прав при создании и обучении моделей искусственного интеллекта;

и) ограничение доступа к технологиям искусственного интеллекта в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств и введением ими односторонних ограничительных мер;

к) возникновение в сфере разработки, создания и использования технологий искусственного интеллекта новых типов угроз информационной безопасности, нехарактерных для других сфер применения информационных технологий;

л) дополнительные международные барьеры, препятствующие развитию искусственного интеллекта в России и ограничивающие международное сотрудничество со стороны граждан и организаций недружественных иностранных государств.".

20. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно при реализации настоящей Стратегии, являются:

а) защита прав и свобод человека: обеспечение защиты прав и свобод человека, гарантированных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики;

б) безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и организациям, предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта (в том числе несоблюдения конфиденциальности персональных данных и раскрытия иной информации ограниченного доступа), а также использование искусственного интеллекта в целях обеспечения информационной безопасности;

в) прозрачность: объяснимость работы искусственного интеллекта и процесса достижения им результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта, к информации о применяемых в этих продуктах алгоритмах работы искусственного интеллекта;

г) технологический суверенитет: обеспечение необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области искусственного интеллекта, в том числе посредством преимущественного использования отечественных технологий искусственного интеллекта и решений в области искусственного интеллекта, в долгосрочной перспективе обеспечение развития искусственного интеллекта на отечественных программно-аппаратных комплексах;

д) целостность инновационного цикла: обеспечение тесного взаимодействия научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта (в том числе фундаментальных) с реальным сектором экономики;

е) наиболее эффективное использование технологий искусственного интеллекта: применение в приоритетном порядке действующих механизмов реализации государственной политики в научно-технической области и других областях;

ж) поддержка конкуренции: развитие рыночных отношений и недопустимость действий, направленных на монополизацию и ограничение конкуренции между российскими организациями, осуществляющими деятельность в области искусственного интеллекта;

з) открытость и доступность: недопущение ограничения доступа организаций - разработчиков отечественных технологий искусственного интеллекта, граждан, организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики и социальной сферы (далее - отраслевые организации), к таким технологиям, за исключением технологий в сферах государственного и муниципального управления и оборонно-промышленного комплекса;

и) преемственность: обеспечение постепенного перехода органов публичной власти к использованию технологий искусственного интеллекта;

к) защищенность: безопасность и правовая охрана технологий искусственного интеллекта, разграничение ответственности организаций - разработчиков и пользователей технологий искусственного интеллекта исходя из характера и степени причиненного вреда, а также защита указанных пользователей от противоправного применения технологий искусственного интеллекта;

л) достоверность исходных данных: методологическое и технологическое обеспечение достоверности исходных данных, способствующее минимизации или устранению угрозы негативного воздействия на них.".

21. Раздел IV признать утратившим силу.

22. В разделе V:

а) пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Основными задачами развития искусственного интеллекта в Российской Федерации являются:

а) повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта;

б) поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта;

в) поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;

г) повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта;

д) стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;

е) обязательное внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта в тех областях его использования, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;

ж) создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий;

з) укрепление международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта.";

б) пункты 25 - 28 признать утратившими силу;

в) дополнить пунктом 281 следующего содержания:

"281. Основными показателями, характеризующими достижение целей, указанных в пункте 23 настоящей Стратегии, являются:

а) совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров, которые размещены на территории Российской Федерации, в которых используются технологии искусственного интеллекта и которые оснащены графическими процессорами, необходимыми для обучения моделей искусственного интеллекта (рассчитанная по методике, аналогичной рейтингу суперкомпьютеров "Топ-500"), в 2030 году должна вырасти не менее чем до 1 экзафлопса по сравнению с 0,073 экзафлопса в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

б) совокупный прирост валового внутреннего продукта за счет использования технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 11,2 трлн. рублей накопленным итогом по сравнению с 0,2 трлн. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в пункте 24 настоящей Стратегии);

в) ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 60 млрд. рублей по сравнению с 12 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "д", "е" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);

г) количество публикаций российских авторов на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А* в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 113 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);

д) количество публикаций российских авторов в журналах первого квартиля "Белого списка" в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 103 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);

е) численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области искусственного интеллекта, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15 500 человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

ж) доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 5 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);

з) уровень доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 55 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);

и) доля приоритетных отраслей экономики с высоким значением индекса готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в 2030 году должна вырасти не менее чем до 95 процентов по сравнению с 12 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "г" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии);

к) объем затрат организаций на внедрение и использование технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 850 млрд. рублей в год по сравнению со 123 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии).";

г) подразделы "Поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта" - "Создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта" признать утратившими силу;

д) дополнить подразделами следующего содержания:

 

"Повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта

 

511. Основными направлениями повышения доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта, являются:

а) формирование гарантированного спроса на услуги поставщиков облачных вычислений по предоставлению вычислительных мощностей;

б) обеспечение доступа на льготных условиях научных работников, организаций - разработчиков программного обеспечения и отраслевых организаций к вычислительным мощностям, необходимым для разработки технологий искусственного интеллекта;

в) обеспечение доступа на льготных условиях обучающихся в образовательных организациях к вычислительным мощностям, необходимым для выполнения задач в области искусственного интеллекта;

г) поддержка и стимулирование поставщиков услуг облачных вычислений для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе предоставление льгот по тарифам на электроэнергию, кредитов на закупку оборудования со сниженной процентной ставкой, льгот при технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, ускоренная амортизация оборудования;

д) кооперация с государствами-партнерами в сфере вычислительных мощностей для выполнения задач в области искусственного интеллекта;

е) дальнейшее развитие отрасли электронной и радиоэлектронной промышленности для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе обеспечение в 2030 году массового производства на территории Российской Федерации конкурентоспособных микропроцессоров, применяемых в области искусственного интеллекта (включая нейроморфные и тензорные микропроцессоры), сопутствующего оборудования для сбора, обработки и высокоскоростной передачи данных, а также создание сложных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих формирование вычислительной инфраструктуры для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта;

ж) создание отказоустойчивых и катастрофоустойчивых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие информационных систем, в которых обрабатываются данные, необходимые для разработки и совершенствования технологий искусственного интеллекта;

з) регулярный мониторинг спроса и предложения на российском рынке вычислительной инфраструктуры, необходимой для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта, а также обеспечение сбалансированности таких спроса и предложения;

и) формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями полных и актуальных наборов данных, в том числе в соответствии с приоритетами развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления.

 

Поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта

 

512. Основными направлениями оказания поддержки организациям - разработчикам технологий искусственного интеллекта являются:

а) государственная поддержка таких организаций (включая предоставление грантов), в том числе в целях дальнейшего совершенствования их продуктов и выхода на новые рынки;

б) обеспечение беспрепятственного привлечения инвестиций в развитие таких организаций на всех этапах их функционирования;

в) развитие навыков технологического предпринимательства в области искусственного интеллекта, в том числе разработка и поддержка акселерационных программ, проведение лекций и реализация иных инициатив в этой области в ведущих российских образовательных организациях высшего образования;

г) государственная поддержка коллективов, разрабатывающих решения в области искусственного интеллекта, в целях стимулирования к коммерциализации полученных ими результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта;

д) выявление и продвижение лучших отечественных организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта, в том числе путем создания системы эталонных метрик для оценки качества решений в области искусственного интеллекта;

е) использование единого механизма размещения в сети "Интернет" сведений о технологических компаниях, осуществляющих разработку и использование технологий искусственного интеллекта, в целях повышения информированности о них инвесторов и потребителей инновационной продукции (товаров, работ, услуг);

ж) совершенствование системы грантовой поддержки в области искусственного интеллекта, включая критерии отбора получателей такой поддержки;

з) разработка отечественных открытых библиотек искусственного интеллекта;

и) содействие созданию на территории Российской Федерации российских репозиториев данных и решений в области искусственного интеллекта, а также обеспечение доступа к указанным репозиториям.

 

Поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта

 

513. Основными направлениями поддержки научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта являются:

а) реализация инновационных задач в области искусственного интеллекта, в том числе по разработке и адаптации больших фундаментальных моделей для их применения в отраслях экономики, по формированию условий для создания сильного искусственного интеллекта, повышения доступности искусственного интеллекта в целях его использования в повседневной жизни путем поддержки и создания новых исследовательских центров в области искусственного интеллекта;

б) стимулирование научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

в) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования междисциплинарных исследовательских проектов в области искусственного интеллекта в различных отраслях экономики, а также в других областях науки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

г) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования научных исследований и разработок технологий искусственного интеллекта и технологий, в которых в качестве инструмента для выполнения научных и прикладных задач используются технологии искусственного интеллекта, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

д) стимулирование организаций к проведению научных исследований в области искусственного интеллекта в собственных лабораториях и научных подразделениях, создаваемых в том числе на базе ведущих образовательных и научных организаций;

е) повышение привлекательности научной карьеры в области искусственного интеллекта для обучающихся по образовательным программам высшего образования и молодых ученых, в том числе посредством выплаты стипендий Президента Российской Федерации;

ж) разработка новых способов и инструментов формирования больших фундаментальных моделей для развития фундаментальных основ технологий искусственного интеллекта, а также разработка новых архитектур таких моделей;

з) обеспечение качественного развития российской науки в области искусственного интеллекта;

и) поддержка проведения фундаментальных научных исследований в области искусственного интеллекта, направленных в том числе на анализ последствий широкомасштабного внедрения технологий искусственного интеллекта, оценку его влияния на когнитивные способности человека, рисков замещения человеческого труда искусственным интеллектом;

к) формирование единого механизма взаимодействия научных групп по вопросам исследований в области искусственного интеллекта.

514. Качественное развитие российской науки в области искусственного интеллекта должно осуществляться путем:

а) закрепления показателей отнесения научных исследований в области искусственного интеллекта к высокому уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*) и среднему уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А и в научных журналах первого квартиля "Белого списка");

б) установления возможности корректировать программы исследований по искусственному интеллекту на ежегодной основе.

 

Повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта

 

515. Основными направлениями повышения уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта являются:

а) внедрение в образовательных организациях высшего образования комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта;

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/50326
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124

http://kremlin.ru/acts/bank/50326

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Русский English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год