Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Все
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа
<p>услугами последнего было обязательно.

     Статья 259. Капитан  каждого  из  столкнувшихся  судов  обязан
после  столкновения,  насколько  он может это сделать без серьезной
опасности для своих пассажиров,  экипажа и  судна,  оказать  помощь
другому судну, его пассажирам и экипажу.
     Капитаны судов обязаны,  поскольку это возможно, сообщить друг
другу   названия   своих  судов,  порты  приписки,  а  также  порты
отправления и назначения  либо  ближайший  порт,  в  который  судно
зайдет.
     За нарушение указанных в настоящей статье обязанностей капитан
несет установленную законом ответственность.
     Судовладелец не   несет   ответственности   за    неисполнение
капитаном установленных настоящей статьей обязанностей.

                             Глава XV

                ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ НА МОРЕ

     Статья 260. Правила   настоящей главы применяются при спасании
находящихся  в  опасности  морских  судов,  а  также  при  спасании
морскими  судами судов внутреннего плавания или любых плавающих или
буксируемых объектов, независимо от того, в каких водах имело место
спасание.
     Правила настоящей главы применяются также к  судам,  плавающим
под военно-морским флагом Союза ССР.

     Статья 261. Всякое   имеющее  полезный  результат  действие по
спасанию подвергшегося опасности судна, находящихся на нем грузов и
иных  предметов,  а также по сохранению фрахта и платы за перевозку
пассажиров  и   багажа  дает  право  на   получение   справедливого
вознаграждения.
     Если действие не дало полезного результата,  вознаграждение не
уплачивается.

     Статья 262.  Услуги  по спасанию,  оказанные вопреки прямому и
разумному воспрещению капитана судна,  подвергшегося  опасности,  а
равно   действия   по  спасанию,  вытекающие  из  договора  морской
буксировки, не дают права на вознаграждение.

     Статья 263. Правом  на  вознаграждение  не  пользуется  экипаж
судна, подвергшегося опасности.

     Статья 264. Спасенные     люди     не     обязаны   уплачивать
вознаграждение за свое спасение. Однако спасатели людей имеют право
на  справедливую  долю  в  вознаграждении  за  спасенное  имущество
наравне   со   спасателями   имущества,   если    спасание    людей
осуществлялось  в  связи  с  тем  же происшествием,  что и спасание
имущества.

     Статья 265. Вознаграждение  уплачивается и в том случае, когда
судно,   оказавшее   услуги   по  спасанию,  принадлежит  владельцу
спасенного судна.

     Статья 266. Размер   вознаграждения  определяется  соглашением
сторон, а при отсутствии соглашения - судом или арбитражем.
     Всякое соглашение о спасании,  состоявшееся  в  момент  и  под
влиянием  опасности,  может  быть  по  требованию  одной  из сторон
признано недействительным или изменено судом или  арбитражем,  если
суд или арбитраж признает, что условия соглашения несправедливы.

     Статья 267. Вознаграждение   за спасение включает оплату услуг
спасателей,  расходы, произведенные в целях спасания, а также плату
за хранение спасенного имущества.

     Статья 268. Вознаграждение  за спасение определяется судом или
арбитражем в соответствии с обстоятельствами  дела,  причем  прежде
всего принимаются во внимание:
     1) результат спасания;
     2) труд и заслуги спасателей;
     3) опасность,  которой  подвергались  спасенное  судно  и  его
пассажиры, экипаж и груз;
     4) опасность, которой подвергались спасатели;
     5) время, затраченное на спасание;
     6) понесенные издержки и убытки;
     7) возможная ответственность спасателя перед третьими лицами;
     8) стоимость подвергавшегося опасности имущества спасателя;
     9) специальное назначение спасавшего судна.
     Кроме того,  принимается  во  внимание  стоимость   спасенного
имущества.
     Размер вознаграждения может быть уменьшен или в вознаграждении
может  быть  отказано,  если  спасатели  по  своей   вине   вызвали
необходимость спасания или совершили кражу, присвоили имущество или
совершили иные обманные действия.

     Статья 269. Вознаграждение   за  спасение  не  может превышать
стоимости спасенного имущества.

     Статья 270. Стоимостью  спасенного имущества признается  сумма
его оценки,  а если имущество было продано,  - то сумма, вырученная
от его продажи,  за вычетом в обоих случаях установленных сборов  и
пошлин,  а  также  издержек  по  выгрузке,  хранению и производству
оценки или продажи имущества.

     Статья 271. Распределение  вознаграждения   между  несколькими
спасателями   производится  по  их  соглашению,  а  при  отсутствии
соглашения - по  решению  суда  или  арбитража,  которые  при  этом
руководствуются правилами статьи 268 настоящего Кодекса.

     Статья 272. Распределение    между   судовладельцем,   членами
экипажа и другими лицами вознаграждения,  причитающегося отдельному
спасателю,    производится    согласно    инструкциям,   издаваемым
заинтересованными министерствами и ведомствами СССР по согласованию
с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов.

                             Глава XVI

               ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦА

     Статья 273. Судовладелец   отвечает  по  своим  обязательствам
принадлежащим ему имуществом,  на которое по законодательству Союза
ССР и союзных республик может быть обращено взыскание.

     Статья 274. Ответственность      судовладельца      ограничена
пределами,  предусмотренными в статье 276  настоящего  Кодекса,  по
требованиям:
     1) о возмещении ущерба,  причиненного капитаном судна, прочими
лицами   судового   экипажа,   лоцманом   и  всяким  другим  лицом,
обслуживающим судно,  при  исполнении  ими  своих  обязанностей,  в
частности   ущерба,  причиненного  неисполнением  или  ненадлежащим
исполнением обязательств, принятых на себя судовладельцем;
     2) о вознаграждении за спасение;
     3) об уплате возмещения в порядке распределения общей аварии;
     4) возникшим   из   действий,  совершенных  капитаном  в  силу
предоставленных ему законом прав (статьи 50,  55  и  58  настоящего
Кодекса) с целью сохранения судна или продолжения рейса.

     Статья 275. Ограничение    ответственности   судовладельца  по
требованиям,  указанным  в  статье  274  настоящего   Кодекса,   не
применяется:
     1) в  отношении  требований  о  возмещении  вреда,  вызванного
причинением смерти или повреждением здоровья;
     2) в   отношении   требований,    вытекающих    из    трудовых
правоотношений, и требований по социальному страхованию;
     3) в тех случаях,  когда судовладелец исполнял на своем  судне
обязанности капитана;
     4) по сделкам,  заключенным капитаном с целью сохранения судна
или  продолжения  рейса,  если эти сделки вызваны недостаточным или
неправильным снаряжением или снабжением судна либо укомплектованием
экипажа.

     Статья 276. В  случаях, предусмотренных статьей 274 настоящего
Кодекса, судовладелец отвечает лишь в пределах суммы, образуемой из
стоимости  судна  (статья  277  настоящего Кодекса),  причитающихся
владельцу по этому судну взносов по общей аварии  и  возмещения  за
причиненные  судну  после  начала  рейса  и  еще не восстановленные
повреждения,  а также платы за перевозку грузов,  пассажиров  и  их
багажа,  находившихся  на  судне  в  момент возникновения основания
требования.  Однако в отношении требований,  указанных в  пункте  1
статьи  274  настоящего  Кодекса,  ответственность судовладельца не
должна превышать суммы,  равной  произведению  двадцати  рублей  на
число регистровых тонн валовой вместимости судна.
     Вместо уплаты стоимости судна судовладелец  может предоставить
последнее в распоряжение кредиторов.  Суда могут быть предоставлены
в распоряжение кредиторов с соблюдением правил статьи 21 настоящего
Кодекса.

     Статья 277. Стоимость судна определяется:
     1) в отношении требований, связанных со столкновением, аварией
или иным происшествием, - по состоянию судна в момент первого после
происшествия захода в порт;  если до этого новое  происшествие,  не
связанное  с  первым,  уменьшило стоимость судна,  такое уменьшение
стоимости не принимается в расчет в отношении требований, связанных
с  более  ранним  происшествием;  если  происшествие имело место во
время пребывания судна в порту,  оценка производится  по  состоянию
судна в этом порту после происшествия;
     2) в отношении требований,  возникших из договора перевозки, и
иных требований по грузу, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1
настоящей статьи, - по состоянию судна в порту назначения груза или
в месте перерыва рейса; если груз предназначен в несколько портов и
ущерб был вызван общей причиной,  оценка производится по  состоянию
судна в первом из этих портов;
     3) в отношении иных требований,  предусмотренных  статьей  274
настоящего  Кодекса,  - по состоянию судна в момент прибытия в порт
назначения.

     Статья 278. Пределы  ответственности,  установленные в  статье
276  настоящего  Кодекса,  применяются к требованиям,  возникшим из
одного конкретного  случая,  без  учета  требований,  возникших  из
других случаев.
     Если судовладелец,  ответственность которого ограничивается на
основании   правил   настоящей  главы,  имеет  право  на  встречное
требование,  возникшее из того же самого случая,  правила настоящей
главы   применяются   лишь  в  отношении  разницы,  образующейся  в
результате зачета сумм взаимных требований.

     Статья 279. Соглашение  сторон об  уменьшении  ответственности
судовладельца,     определяемой    правилами    настоящей    главы,
недействительно.

                            Глава XVII

                   ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

     Статья 280. Подлежат  преимущественному  удовлетворению  перед
другими   требованиями,   в   том   числе   и  перед  требованиями,
обеспеченными залогом:
     1) в  первую  очередь  требования,  вытекающие   из   трудовых
правоотношений,   требования   о   возмещении  вреда,  причиненного
увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и после их полного
удовлетворения  - требования по социальному страхованию,  поскольку
все эти требования относятся к соответствующему судну;
     2) во вторую очередь требования по портовым сборам;
     3) в  третью очередь требования о вознаграждении за спасение и
об уплате взносов по общей аварии;
     4) в  четвертую  очередь  требования  о  возмещении убытков от
столкновения или иной  авария  на  море,  от  повреждения  портовых
сооружений,  иного имущества, находящегося в порту, а также средств
навигационной обстановки;
     5) в   пятую   очередь   требования,  возникшие  из  действий,
совершенных капитаном  в  силу  предоставленных  ему  законом  прав
(статьи  50,  55  и 58 настоящего Кодекса) с целью сохранения судна
или продолжения рейса;
     6) в  шестую очередь требования о возмещении убытков от утраты
или повреждения груза или багажа;
     7) в  седьмую  очередь  требования  об  уплате фрахта и других
причитающихся по перевозке данного груза платежей.
     Требования об  оплате  оказанных  в порту услуг приравниваются
соответственно  к  требованиям  шестой  или   седьмой   очереди   в
зависимости от того, из какого имущества они удовлетворяются.

     Статья 281. Требования,   указанные  в  пунктах 1-6 статьи 280
настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению из:
     1) стоимости судна;
     2) фрахта  и  платы  за  провоз  пассажиров   и   их   багажа,
причитающихся  за  рейс,  в  течение  которого  возникло  основание
требования;
     3) взносов  по  общей  аварии,  причитающихся судовладельцу по
данному судну;
     4) возмещения,  причитающегося судовладельцу вследствие потери
фрахта,  а также за причиненные  судну  и  еще  не  восстановленные
повреждения;
     5) вознаграждения,  причитающегося судовладельцу за  спасение,
имевшее место до окончания рейса,  за вычетом сумм,  которые должны
быть  уплачены  судовладельцем  в  соответствии  со   статьей   272
настоящего Кодекса.

     Статья 282. Требования, указанные в пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи
280 настоящего Кодекса,  подлежат преимущественному  удовлетворению
из:
     1) стоимости груза, не сданного получателю;
     2) возмещения, причитающегося за поврежденный груз;
     3) взносов по общей аварии, причитающихся грузовладельцу.

     Статья 283. Требования,  указанные  в  статье  280  настоящего
Кодекса,  удовлетворяются в порядке очередности и в пределах каждой
очереди  пропорционально  размеру  требований.  Однако  требования,
указанные   в   пунктах  3  и  5  статьи  280  настоящего  Кодекса,
удовлетворяются  в  пределах  этих  очередей  в  порядке,  обратном
времени их возникновения.  Требования,  возникшие в связи с одним и
тем же случаем, считаются возникшими одновременно.

     Статья 284. Требования,  относящиеся   к   последнему   рейсу,
удовлетворяются  предпочтительно  перед  такими  же требованиями по
предшествующим рейсам.
     Однако требования,  указанные в пункте 1 статьи 280 настоящего
Кодекса, относящиеся к нескольким рейсам, приравниваются к таким же
требованиям по последнему рейсу.

     Статья 285. Право       преимущественного       удовлетворения
прекращается  по  истечении  одного  года  со   дня   возникновения
требования,  за исключением требований, указанных в пункте 5 статьи
280  настоящего  Кодекса,  право  преимущественного  удовлетворения
которых   прекращается   по   истечении   шести   месяцев   со  дня
возникновения требования.

                            Глава XVIII

                         МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ

     Статья 286. Если  в период плавания или  стоянки  судна  имело
место   происшествие,   которое   может   явиться   основанием  для
предъявления к судовладельцу имущественных  требований,  капитан  в
целях   обеспечения   доказательств  для  защиты  прав  и  законных
интересов судовладельца делает в установленном порядке заявление  о
морском протесте.
     Заявление о  морском  протесте   должно   содержать   описание
обстоятельств   происшествия   и   мер,   принятых   капитаном  для
обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

     Статья 287. Морской протест заявляется:
     в порту  СССР  -  нотариусу  или  иному должностному лицу,  на
которое  законодательством  Союза  ССР   или   союзной   республики
возложено совершение нотариальных действий;
     в иностранном  порту   -   консулу   СССР   или   компетентным
должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном
законодательством этого государства.

     Статья 288. В порту СССР заявление о морском протесте делается
в  течение  двадцати  четырех часов с момента прихода в порт.  Если
происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста,
произошло  в порту,  протест должен быть заявлен в течение двадцати
четырех часов с момента происшествия.

     Статья 289. Если  окажется   невозможным  заявить  протест   в
установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о
морском протесте.
     При наличии   оснований   предполагать,   что   имевшее  место
происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу,  заявление
о морском протесте должно быть сделано до открытия люков.  Выгрузка
груза до заявления морского  протеста  может  быть  начата  лишь  в
случае крайней необходимости.

     Статья 290. В   подтверждение   обстоятельств,   изложенных  в
заявлении  о  морском  протесте,  капитан  судна   одновременно   с
заявлением  либо  в срок не свыше семи дней с момента захода в порт
или с момента происшествия,  если оно имело место в  порту,  обязан
представить  нотариусу  или  иному  должностному  лицу  (статья 287
настоящего  Кодекса)  на  обозрение  судовой  журнал  и  заверенную
капитаном выписку из судового журнала.

     Статья 291. Нотариус  либо  иное  должностное лицо (статья 287
настоящего  Кодекса)  на  основании  заявления   капитана,   данных
судового  журнала,  а также опроса самого капитана и по возможности
не менее двух свидетелей из числа лиц командного  состава  судна  и
двух  свидетелей  из  судовой  команды  составляет  акт  о  морском
протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

     Статья 292. Принятие заявлений о морском протесте от капитанов
иностранных  судов  и  составление  в  этих случаях актов о морском
протесте   может   осуществляться   соответствующими   консульскими
представителями   иностранных   государств   в   СССР  на  условиях
взаимности.

                             Глава XIX

                         ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

     Статья 293. Обстоятельства,  которые  могут служить основанием
для   имущественной   ответственности   перевозчика,  отправителей,
получателей и пассажиров,  удостоверяются коммерческими актами  или
актами   общей  формы.  В  иностранных  портах  эти  обстоятельства
удостоверяются в соответствии с правилами,  существующими в  данном
порту.
     Коммерческий акт составляется для удостоверения:
     1) несоответствия  между наименованием,  весом или количеством
мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном
документе;
     2) повреждения груза или багажа;
     3) обнаружения  груза  или  багажа  без  документов,  а  также
документов без груза или багажа;
     4) возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.
     Формы актов,  порядок их составления и  порядок  удостоверения
обстоятельств,  не  требующих  составления  актов,  устанавливаются
правилами,  издаваемыми в  соответствии  со  статьей  5  настоящего
Кодекса.

     Статья 294. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из
перевозки, обязательно предъявление ему претензии.
     Претензии предъявляются  к  организации,  которая осуществляла
перевозку,  а если перевозка не была совершена,  -  к  организации,
которая   в   соответствии  с  планом  или  договором  должна  была
осуществить перевозку.
     Претензии, возникающие   из   перевозки   багажа,  могут  быть
предъявлены к перевозчику либо к порту отправления  или  назначения
по усмотрению заявителя претензии.

     Статья 295. Претензии,   возникающие  из  перевозки  грузов  в
прямом смешанном и прямом водном сообщении, предъявляются:
     1) если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), -
к   управлению  пароходства,  в  ведении  которого  находится  порт
(пристань);
     2) если конечным пунктом  перевозки  является  железнодорожная
или   автомобильная   станция  либо  аэропорт, - к  соответствующей
транспортной организации.

     Статья 296. Право на предъявление претензий и исков имеют:
     1) в  случае  неподачи  судна  или  подачи  его с опозданием -
отправитель груза;
     2) в  случае утраты груза - его получатель или отправитель при
условии представления коносамента;
     3) в случае недостачи или повреждения груза - получатель груза
при условии представления коносамента,  а также коммерческого  акта
или   соответствующего   документа,   составленного   по  правилам,
существующим в иностранном порту;
     4) в  случае  просрочки в доставке или задержки выдачи груза -
получатель при условии представления коносамента;
     5) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, а
в  случае  недостачи  или   повреждения   багажа   -   предъявитель
коммерческого акта;
     6) в  случае  перебора  провозных платежей - отправитель   или
получатель груза при условии представления коносамента.
     При предъявлении претензий,  вытекающих из  перевозки  грузов,
которая    осуществлялась    по   накладной,   вместо   коносамента
представляется накладная, а при утрате груза - квитанция.
     Отсутствие коммерческого  акта не лишает права на предъявление
претензии и иска,  если будет доказано, что в составлении акта было
отказано и этот отказ был обжалован.

     Статья 297. Передача   другим  организациям или лицам права на
предъявление претензий  и  исков  не  допускается,  за  исключением
случаев  передачи  такого  права  отправителем получателю груза или
наоборот,  а  также  получателем  или  отправителем  -  вышестоящей
организации,     транспортно-экспедиторской     организации    либо
страховщику.
     Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется
переуступочной надписью на коносаменте, накладной или квитанции.</p>
Показать следующую страницу документа
NaN /
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Выделить
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/5
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Кодекс СССР от 17.09.1968 г. б/н

http://kremlin.ru/acts/bank/5

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год

BESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswyBESbswy