Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • YouTube
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт

Специальные проекты по защите животных

  • Амурский тигр
  • Белуха — белый кит
  • Белый медведь
  • Ирбис — снежный барс
  • Дальневосточный
    леопард

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2023 год
Показать предыдущую страницу документа

кеане;

9) повышение эффективности обеспечения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море;

10) сохранение морских природных экосистем и рациональное использование их ресурсов;

11) повышение эффективности прогнозирования изменений климатических условий в Мировом океане в целях адекватного реагирования на них, своевременного предотвращения возможных негативных последствий для приморских территорий Российской Федерации и поддержания устойчивого развития этих территорий;

12) повышение конкурентоспособности российской науки в части, касающейся фундаментальных и прикладных научных исследований Мирового океана;

13) создание новых рабочих мест и социальное развитие приморских территорий Российской Федерации;

14) закрепление в Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации.

29. Реализация национальной морской политики осуществляется последовательно путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач в различных областях морской деятельности.

30. Задачи национальной морской политики определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в документах стратегического планирования исходя из ее национальных интересов и стратегических целей национальной морской политики, а также на основании результатов проводимых на постоянной основе мониторинга и анализа состояния и тенденций развития морской деятельности в Российской Федерации и мире в целом, результатов системных исследований по вопросам, касающимся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и результатов реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и иных программ и проектов в сфере изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана.

31. Выполнение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями, в том числе через подведомственные этим органам организации и организации корпораций, заинтересованные общественные объединения и предпринимательское сообщество (далее - субъекты национальной морской политики).

 

Принципы национальной морской политики

 

32. Принципами национальной морской политики, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики при осуществлении морской деятельности и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, являются:

1) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, а также положений международных договоров Российской Федерации;

2) соразмерное и своевременное реагирование на вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, эффективное сочетание невоенных и военных мер, приоритет политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных и других невоенных методов и средств обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;

3) эффективное использование военно-морского потенциала;

4) постоянное взаимодействие и координация деятельности субъектов национальной морской политики по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;

5) комплексный подход к развитию систем государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) приморских территорий, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

6) всестороннее обеспечение морской деятельности;

7) сбережение здоровья моряков и персонала объектов морской инфраструктуры;

8) экосистемный подход (рассмотрение морской среды и происходящих в ней процессов во взаимосвязи, как единого целого);

9) укрепление материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах развития морской деятельности и морского потенциала, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, снижения возможного ущерба от природных и техногенных катастроф;

10) правовое обеспечение морской деятельности российских физических и юридических лиц, включая разведку и разработку минеральных ресурсов международного района морского дна;

11) освещение в средствах массовой информации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, разъяснение целей и задач национальной морской политики;

12) использование для реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане возможностей других государств, являющихся ее союзниками и партнерами.

33. Национальная морская политика осуществляется путем реализации приоритетов развития морской деятельности на функциональных и региональных направлениях.

 

IV. Приоритеты развития морской деятельности на функциональных направлениях

 

34. Функциональными направлениями морской деятельности являются сферы деятельности, связанные с изучением, освоением и использованием ресурсов и пространств Мирового океана.

35. К функциональным направлениям морской деятельности относятся:

1) развитие морского транспорта;

2) освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;

3) развитие морских трубопроводных систем;

4) морские научные исследования;

5) военно-морская деятельность.

 

Развитие морского транспорта

 

36. Основные усилия государства в сфере развития морского транспорта должны быть направлены на создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды, способствующей расширению его возможностей и повышению конкурентоспособности, а также на существенное развитие прибрежно-портовой инфраструктуры Российской Федерации, которая сможет обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации.

37. Приоритетными направлениями развития морского транспорта являются:

1) обновление и развитие российского транспортного флота, повышение его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке;

2) значительное увеличение доли судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота за счет использования различных механизмов, в том числе льготных субсидий, и устранения излишних административных барьеров;

3) обновление специализированных флотов (ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного, служебно-вспомогательного), обеспечивающих деятельность транспортного флота, в целях повышения качества предоставляемых услуг и безопасности мореплавания;

4) создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации Российской Федерации с учетом возможности его международного использования, обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке (по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания);

5) обеспечение сбалансированного функционирования и развития портовой инфраструктуры за счет строительства и модернизации терминалов в российских морских портах, строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог;

6) создание на базе российских морских портов на всех региональных направлениях современных крупных морских транспортно-логистических центров, способных обеспечить обработку всего объема морского экспорта и импорта Российской Федерации и создать условия для серьезной конкуренции с морскими портовыми комплексами других государств;

7) развитие и надежное функционирование системы обеспечения безопасности мореплавания;

8) повышение уровня защиты окружающей среды за счет обеспечения соблюдения экологических требований при реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морского транспорта, строительству новых и реконструкции действующих сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию судовых отходов;

9) активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, формирующих международные нормы и стандарты функционирования морского транспорта в Мировом океане, актуализация действующих норм международного права в сфере морского транспорта и подготовка новых норм с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и Каспийском море.

 

Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана

 

38. Освоение ресурсов Мирового океана является необходимым и обязательным условием расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности. Данное направление включает в себя развитие морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), а также освоение морских минеральных и энергетических ресурсов.

39. Морское рыболовство и рыбоводство (аквакультура) занимают значительное место в продовольственном комплексе Российской Федерации, обеспечении ее продовольственной безопасности и являются важным источником занятости населения на большей части приморских территорий.

40. Приоритетными направлениями развития морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры) являются:

1) реализация проектов по строительству новых рыболовных судов и создание условий для преимущественного размещения заказов на их строительство на российских судостроительных предприятиях;

2) реализация проектов по созданию высокоэффективных судов, обеспечивающих рентабельную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и в отдаленных районах Мирового океана;

3) создание условий для стимулирования сдачи российскими рыбопромысловыми судами добытых (выловленных) водных биоресурсов на отечественные рыбоперерабатывающие предприятия;

4) строительство новых и модернизация существующих рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей;

5) расширение направлений и масштабов научных исследований и разработок в сфере рыбного хозяйства, проведение регулярных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов Мирового океана;

6) сохранение и рациональное использование водных биоресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

7) развитие аквакультуры и марикультуры, в том числе искусственного воспроизводства экологически чистых водных биоресурсов, разработка и использование современных технологий для разведения и выращивания рыбы и нерыбных объектов, включая создание инновационных биотехнопарков;

8) развитие системы мониторинга деятельности рыбопромыслового флота и обработки информации, основанной на использовании современных средств связи и наблюдения;

9) увеличение объема добычи (вылова) водных биоресурсов в согласованных районах исключительных экономических зон иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана с использованием современных судов рыбопромыслового флота, обеспечивающих производство продукции на месте добычи (вылова);

10) активизация участия Российской Федерации в деятельности международных рыбохозяйственных организаций, конкурирующих за доступ к использованию водных биоресурсов Мирового океана, дальнейшее развитие процессов международной координации и международно-правового регулирования рыболовства, повышение требований к деятельности по защите и сохранению морской среды;

11) обеспечение интересов Российской Федерации в части, касающейся сохранения и использования водных биоресурсов в Каспийском и Азовском морях, разработка и обеспечение соблюдения согласованных мер, направленных на сохранение популяций ценных и исчезающих видов водных биоресурсов;

12) укрепление российских позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции, произведенной из водных биоресурсов;

13) разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых (выловленных) водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.

41. Перспектива истощения запасов минеральных и углеводородных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации, а в дальнейшем и на океанические склоны и ложе Мирового океана. С учетом этого фактора приоритетными направлениями освоения минеральных и углеводородных ресурсов Мирового океана являются:

1) изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации путем измерения физических полей над океанским дном, картографирования, бурения, грузоподъемных работ со дна, осуществление государственного мониторинга геологической среды, наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ, в том числе связанных с освоением нетрадиционных источников энергетического сырья, таких как газовые гидраты и другие;

2) государственное регулирование разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, на континентальном шельфе Российской Федерации и в других районах Мирового океана и государственный контроль в этой сфере с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) увеличение объемов геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, а также в российском секторе Каспийского моря;

4) устранение административных барьеров, препятствующих интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов;

5) оказание поддержки российским предприятиям - экспортерам углеводородных ресурсов, добытых на морских месторождениях, обеспечение оптимального использования при транспортировке углеводородных ресурсов как трубопроводных систем (морских и наземных), так и морских судов (танкеров и газовозов);

6) опережающее развитие российской научно-технической базы, являющейся основой для разработки новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе современных отечественных технологий и оборудования для разведки и освоения глубоководных и арктических шельфовых месторождений, включая строительство морских платформ различного класса;

7) создание благоприятных условий, в том числе нормативно-правовых, в интересах интенсификации изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов на участках международного района морского дна, закрепленных за Российской Федерацией;

8) выполнение обязательств по контрактам на разведку железомарганцевых конкреций, глубоководных полиметаллических сульфидов и кобальтоносных железомарганцевых корок, заключенным с Международным органом по морскому дну, учрежденным Конвенцией ООН по морскому праву (далее - Международный орган по морскому дну);

9) освоение инновационных технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей;

10) поиск, изучение и определение ресурсного потенциала новых участков дна Мирового океана для расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

 

Развитие морских трубопроводных систем

 

42. Эффективное функционирование и развитие морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья, в том числе добытого на континентальном шельфе Российской Федерации, имеет стратегическое значение для обеспечения внутреннего потребления и развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. С учетом этого фактора актуальными являются следующие приоритетные направления развития сети морских магистральных трубопроводов:

1) обеспечение эффективного функционирования и развития сети морских трубопроводов, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, в том числе в целях снижения зависимости экспорта отечественных углеводородных ресурсов от надежности функционирования наземных трубопроводных систем, которые проходят по территориям других государств;

2) обеспечение независимости Российской Федерации в вопросах, касающихся прокладки морских трубопроводов в целях транспортировки углеводородных ресурсов в современных условиях;

3) обеспечение охраны трубоукладочных судов, установок и сооружений, задействованных в строительстве морских трубопроводных систем;

4) предотвращение антропогенных и техногенных катастроф путем осуществления государственного контроля (надзора) за проектированием, строительством и эксплуатацией морских трубопроводов, в том числе на основе развития и использования современных технических средств, включая роботизированные комплексы и системы;

5) защита окружающей среды от возможных негативных последствий строительства и эксплуатации морских трубопроводных систем, в том числе путем установления специальных норм, лицензионных условий и требований.

 

Морские научные исследования

 

43. Морские научные исследования направлены на получение системных знаний о Мировом океане, его биологической продуктивности, минеральных ресурсах и возможности их использования, а также о природных и техногенных процессах, происходящих на его дне, в недрах, водной толще, на поверхности, в атмосфере над ним, на антропогенных объектах в Мировом океане, в интересах устойчивого развития и укрепления национальной безопасности Российской Федерации, снижения возможного ущерба от морских природных и техногенных катастроф.

44. Приоритетными направлениями деятельности в сфере морских научных исследований являются:

1) увеличение объема комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований (особенно экспедиционных), направленных на изучение состояния морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, Арктики и Антарктики;

2) исследование военно-политических, экономических и правовых проблем использования ресурсов и пространств Мирового океана;

3) проведение экологических и климатических исследований в Мировом океане, включая исследования палеоклимата, осадочных пород, морских льдов, ледников Антарктиды и островов в Арктической зоне Российской Федерации, побережья и континентального шельфа Российской Федерации;

4) модернизация существующих и строительство новых научно-исследовательских судов, отвечающих современным требованиям и масштабам задач, включая многоцелевые научно-исследовательские суда океанского класса, для проведения морских научных, в том числе океанографических, исследований и разведочных работ, оснащение их современным оборудованием;

5) развитие морских роботизированных комплексов и систем для исследования Мирового океана, включая беспилотные летательные аппараты для наблюдения за процессами в верхнем слое моря;

6) развитие дистанционных методов и средств наблюдений, включая автономные станции, передающие информацию по спутниковым каналам, автономные свободно плавающие и погружающиеся системы комплексных наблюдений, передающие информацию по спутниковым и гидроакустическим каналам;

7) ввод в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств нового поколения на российских арктических и антарктических станциях, полевых базах;

8) развитие международного сотрудничества в сфере морских научных исследований, в том числе в рамках международных организаций;

9) устранение административных барьеров, препятствующих увеличению объемов фундаментальных и прикладных научных исследований Мирового океана.

45. Морские научные исследования проводятся с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая при необходимости координацию планов и исследований.

 

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/48215
Поделиться
  • Вконтакте
  • Живой журнал
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 31.07.2022 г. № 512

http://kremlin.ru/acts/bank/48215

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • YouTube
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет

Администрация Президента России
2023 год