ветствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
6) отказа в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения;
7) отказа в открытии банковского счета и осуществлении иных банковских операций, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц. Положения настоящего подпункта в части открытия счета в банках и других кредитных организациях Российской Федерации не распространяются на иностранных граждан, отбывающих уголовное наказание в виде исправительных, принудительных работ или лишения свободы;
8) запрета на заключение брака;
9) запрета на изменение места жительства или места пребывания в Российской Федерации без разрешения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющего контроль;
10) запрета на выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в которых контролируемое лицо пребывает (проживает), за исключением выезда из Российской Федерации;
11) иные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Ограничения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются с даты внесения сведений о контролируемом лице в реестр контролируемых лиц, предусмотренный статьей 312 настоящего Федерального закона, и продолжают действовать до исключения сведений о контролируемом лице из реестра контролируемых лиц.
4. Установление места нахождения контролируемого лица осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случаях отсутствия сведений о месте нахождения контролируемого лица и (или) неисполнения контролируемым лицом обязанностей, установленных подпунктами 1 и 3 пункта 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.
5. Порядок применения мер для установления места нахождения контролируемого лица устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Доставление контролируемого лица, то есть его принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения полиции, в специальное учреждение либо в иное служебное помещение осуществляется в целях установления личности, решения вопроса о задержании, депортации или помещении в специальное учреждение в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
7. Задержание применяется в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", в отношении контролируемого лица, уклоняющегося от исполнения обязанностей, установленных пунктом 5 статьи 91 настоящего Федерального закона, или от исполнения обязанности по выезду за пределы Российской Федерации.
8. Помещение контролируемого лица в специальное учреждение может быть осуществлено, если это необходимо для обеспечения выезда контролируемого лица за пределы Российской Федерации в случае вынесения в отношении такого лица решения о депортации, реадмиссии либо назначения административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
9. Контролируемые лица содержатся в специальных учреждениях в соответствии с условиями и в порядке, которые предусмотрены главой VI1 настоящего Федерального закона.
10. Проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация контролируемого лица), и иных документов, представляемых в отношении контролируемого лица, проводится в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таких документах, правильности заполнения и (или) оформления таких документов, соблюдения режима высылки и установленных в связи с ним ограничительных мер и заключается в установлении:
1) соответствия личности контролируемого лица учетным данным, содержащимся в государственных информационных системах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и (или) предъявляемым контролируемым лицом документам, удостоверяющим личность контролируемого лица;
2) достоверности сведений, содержащихся в иных документах, представляемых в отношении контролируемого лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11. Установление личности контролируемого лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Федерального закона.
12. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и фотографирование контролируемого лица проводятся в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
13. В целях обеспечения контроля за самостоятельным выездом контролируемого лица за пределы Российской Федерации маршрут следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо изменение маршрута следования контролируемого лица согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического нахождения (пребывания) контролируемого лица.
14. В случае согласования маршрута следования контролируемого лица могут использоваться информационные системы и технические средства, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением контролируемого лица и соблюдением согласованного маршрута следования.
15. Наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на него обязанностей, за совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, осуществляется должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств и информационных ресурсов государственных органов в отношении контролируемого лица.
16. При необходимости по результатам наблюдения должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в двух экземплярах, один из которых вручается контролируемому лицу по его просьбе.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ)
Статья 312. Реестр контролируемых лиц
1. Учет иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется путем внесения сведений о них, в том числе персональных данных, в реестр контролируемых лиц.
2. Сведения об иностранном гражданине, указанном в пункте 1 настоящей статьи, вносятся в реестр контролируемых лиц:
1) со дня, следующего за днем истечения срока временного пребывания, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;
2) с даты выявления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом факта въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина путем незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации;
3) с даты принятия Российской Федерацией иностранного гражданина, переданного иностранным государством в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, при отсутствии законных оснований для нахождения указанного иностранного гражданина на территории Российской Федерации;
4) со дня аннулирования визы, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;
5) со дня принятия решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, об отказе в признании беженцем, об отказе в предоставлении (о продлении срока предоставления) временного убежища либо о лишении или об утрате временного убежища или статуса беженца;
6) со дня вынесения федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом постановления о назначении иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации либо поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии такого постановления, вынесенного судом либо уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности;
7) со дня вынесения федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом решения о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию или об ограничении выезда за пределы Российской Федерации либо со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вынесенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, либо информации о решении, указанном в настоящем подпункте, вынесенном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, или его территориальным органом;
8) по истечении семидесяти двух часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
9) со дня вынесения решения о прекращении гражданства Российской Федерации при отсутствии законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации;
10) со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии вступившего в силу обвинительного приговора суда Российской Федерации о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.
3. Копии решений, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляются в трехдневный срок со дня их вынесения федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также судами, вынесшими обвинительные приговоры или постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в соответствующие территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, и его территориальными органами информация о вынесенных решениях, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности.
5. В состав сведений реестра контролируемых лиц включаются следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии);
2) дата рождения;
3) пол;
4) гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства);
5) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии);
6) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
7) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
8) место жительства и (или) место пребывания (при наличии), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) учетом по месту пребывания;
9) код и наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете (при наличии);
10) дата включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, дата исключения из реестра контролируемых лиц таких сведений;
11) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (при наличии);
12) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной (научной) организации (при наличии);
13) сведения об основаниях включения в реестр контролируемых лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
14) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
6. Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляется без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр контролируемых лиц или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок размещения сведений, содержащихся в реестре контролируемых лиц, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также состав размещаемых сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра контролируемых лиц в случае:
1) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
2) приобретения иностранным гражданином законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе путем получения в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации;
3) отмены решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;
4) признания судом незаконным решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;
5) смерти иностранного гражданина или объявления его судом умершим.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ)
Статья 313. Права и обязанности должностных лиц органа внутренних дел при осуществлении контроля за нахождением в Российской Федерации контролируемого лица
1. При проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел имеют право:
1) направлять запросы в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти Российской Федерации о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом;
3) требовать от юридических лиц, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования, установленные настоящей статьей и должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по таким фактам;
4) получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;
6) изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
7) использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;
8) осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, с учетом положений пунктов 15 и 16 статьи 311 настоящего Федерального закона;
9) использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;
10) выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел. Копия предписания о явке к уполномоченному должностному лицу вручается контролируемому лицу в день его вынесения под роспись или направляется по почте по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания контролируемого лица, либо по адресу его электронной почты, либо в электронной форме путем размещения информации в личном кабинете контролируемого лица в едином портале государственных и муниципальных услуг, если контролируемое лицо зарегистрировано в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
11) осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;
12) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
2) использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;
3) информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;
4) при применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;
5) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Должностные лица органа внутренни