в сфере электроэнергетики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, открытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядком осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением этих программ, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике).
Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию этих инвестиционных программ, порядком рассмотрения разногласий при утверждении этих инвестиционных программ и порядком осуществления контроля за их реализацией, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, принявшими решение об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, или органами государственной власти, органами местного самоуправления, которым соответствующие полномочия переданы в установленном порядке.
Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления самостоятельно.
12. В случае существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа имущества, которое указано в пункте 1 настоящей статьи и стоимость которого определяется по результатам проведения оценки такого имущества в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства.
13. Инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 23.07.2013 № 244-ФЗ)
Статья 302. Особенности приватизации объектов концессионного соглашения
1. Приватизация имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, после окончания срока действия такого соглашения осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
2. В случае включения имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества или перечни федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированные и утвержденные в порядке, предусмотренном подпунктом 31 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого имущества. (В редакции федеральных законов от 31.07.2020 № 293-ФЗ, от 14.07.2022 № 320-ФЗ, от 20.03.2025 № 35-ФЗ)
21. Концессионер имеет преимущественное право на выкуп объекта концессионного соглашения, предусмотренного пунктом 25 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", после окончания срока действия такого соглашения в случае выполнения следующих условий:
1) указанный объект концессионного соглашения включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, на дату окончания срока действия концессионного соглашения;
2) концессионером исполнены в полном объеме обязательства по проведению работ по сохранению указанного объекта концессионного соглашения, предусмотренные концессионным соглашением. Исполнение таких обязательств в полном объеме подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренным пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
3) в отношении указанного объекта концессионного соглашения отменено решение соответствующего органа исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, об отнесении указанного объекта к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.11.2024 № 444-ФЗ)
3. Стоимость имущества принимается равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
4. В течение тридцати календарных дней с даты принятия решения об условиях приватизации имущества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующий уполномоченный орган направляет концессионеру копию указанного решения, предложение о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества и проект договора купли-продажи имущества.
5. В случае согласия концессионера на использование преимущественного права на приобретение имущества договор купли-продажи имущества должен быть заключен не позднее чем в течение шестидесяти календарных дней со дня получения концессионером предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи имущества или не позднее чем в течение тридцати календарных дней после окончания срока действия концессионного соглашения в зависимости от того, какой срок наступает позднее.
6. Уступка преимущественного права на приобретение имущества не допускается.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ)
Статья 303. Особенности приватизации объектов речных портов
1. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты речного порта, за исключением объектов речного порта, отнесенных в порядке, установленном в соответствии со статьей 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта (далее - объекты речного порта, не востребованные в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта), могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, при условии обременения таких объектов обязательством по их использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Решение об условиях приватизации и договор купли-продажи объекта речного порта, за исключением объекта речного порта, не востребованного в качестве объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта, должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта речного порта обязательством по использованию его в соответствии с целями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Объекты речного порта, не востребованные в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, без учета обременений, определенных настоящей статьей.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
2. Прекращение обременения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, а также изменение его условий допускается в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.
3. Начальная цена объекта речного порта принимается равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, если иное не установлено настоящей статьей.
Начальная (минимальная) цена продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается равной одному рублю. Критерии отнесения объектов речного порта к объектам речного порта, находящимся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При проведении конкурса по продаже объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг конкурса").
Задаток для участия в продаже объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается в размере 20 процентов кадастровой стоимости такого объекта. Победителю торгов возвращается часть задатка в сумме, превышающей цену приобретения объекта речного порта.
Договор купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, должен устанавливать срок выполнения работ по приведению такого объекта в надлежащее состояние, который не должен превышать пять лет.
Передача объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества до выполнения победителем конкурса условий конкурса.
Кроме указанного в пункте 1 настоящей статьи существенного условия договор купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, должен содержать существенные условия об обязанности нового собственника объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в установленный договором купли-продажи срок привести объект речного порта в надлежащее состояние и о расторжении договора купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в случае нарушения новым собственником такого срока.
В случае расторжения договора купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, по основаниям, указанным в абзаце седьмом настоящего пункта, объект речного порта подлежит возврату в собственность осуществившего его приватизацию публично-правового образования без возмещения собственнику стоимости такого объекта, включая неотделимые улучшения, и без компенсации расходов, связанных с исполнением договора купли-продажи.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
4. Преимущественное право покупки объекта речного порта может быть реализовано лицом при условии, что на момент подачи заявления о намерении заключить договор купли-продажи объекта речного порта:
объект речного порта находится у лица на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды, договором или договорами безвозмездного срочного пользования;
у лица отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) и иным платежам в связи с владением и (или) пользованием объектом речного порта;
лицом получено заключение о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту, предусмотренное законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Уступка преимущественного права на приобретение приватизируемого объекта речного порта не допускается.
5. В случае включения объекта речного порта в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества или перечни федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированные и утвержденные в порядке, предусмотренном подпунктом 31 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, лицо, обладающее преимущественным правом покупки объекта речного порта, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, направляет в орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта речного порта, заявление о намерении заключить договор купли-продажи объекта речного порта. (В редакции федеральных законов от 14.07.2022 № 320-ФЗ, от 20.03.2025 № 35-ФЗ)
6. При получении заявления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта речного порта:
обеспечивает заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости объекта речного порта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления;
принимает решение об условиях приватизации объекта речного порта в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
направляет лицу, обладающему преимущественным правом покупки объекта речного порта, проект договора купли-продажи объекта речного порта и копию решения об условиях приватизации объекта речного порта в десятидневный срок с даты принятия указанного решения.
7. В случае согласия лица, обладающего преимущественным правом покупки объекта речного порта, на использование преимущественного права на приобретение объекта речного порта договор купли-продажи объекта речного порта должен быть заключен не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня получения таким лицом предложения о его заключении.
8. В случае отказа лица, обладающего преимущественным правом покупки объекта речного порта, от использования преимущественного права на приобретение объекта речного порта либо в случае неподписания указанным лицом договора купли-продажи в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи, объект речного порта приватизируется в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
9. В случае существенного нарушения предусмотренных решением об условиях приватизации обязательств лицом, с которым заключен договор купли-продажи объекта речного порта (за исключением объекта речного порта, не востребованного в качестве объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта, и объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии), орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации объекта речного порта, вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа объекта речного порта, стоимость которого определяется по результатам проведения оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
10. Обязательства в отношении объекта речного порта, за исключением объекта речного порта, не востребованного в качестве объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта, сохраняются в случае перехода права собственности на объект речного порта к другому лицу и указываются в договоре купли-продажи. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
11. Контроль за исполнением обязательств в отношении объекта речного порта осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым соответствующие полномочия переданы в установленном порядке.
Порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, предусмотренных решением об условиях приватизации объекта речного порта, устанавливается органом государственной власти, органом местного самоуправления самостоятельно.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 03.07.2016 № 367-ФЗ)
Статья 304. Особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации
1. Жилые помещения, поступившие в жилищный фонд Российской Федерации на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации, приватизируются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, приватизируются исключительно путем продажи на аукционе. При признании аукциона несостоявшимся информационное сообщение о проведении повторного аукциона со снижением начальной цены продажи таких жилых помещений на 5 процентов размещается в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся. В случае, если повторный аукцион признан несостоявшимся, проведение следующего аукциона возможно не ранее чем через шесть месяцев.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 24.07.2023 № 354-ФЗ)
Статья 305. Особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей
1. Сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа (далее - объекты газоснабжения), могут приватизироваться в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии обременения объектов газоснабжения обязательствами по эксплуатации (далее - эксплуатационные обязательства).
2. Понятия "потребите