Показать предыдущую страницу документа
<p>осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение
международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также
за оказанием услуг военного и двойного назначения;
адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями
и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также
разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по
мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных от оружия массового
уничтожения;
развитие международного сотрудничества в области борьбы с
транснациональной преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является
важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в
данной области является обеспечение возможности адекватного
реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при
рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская
Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим,
экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные
интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее
обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют
главную роль в обеспечении военной безопасности Российской
Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление
сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в
том числе с применением ядерного оружия, против России и ее
союзников.
Российская Федерация должна обладать ядерными силами,
способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба
любому государству-агрессору или коалиции государств в любых
условиях обстановки.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного
времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от
воздушного нападения и решение совместно с другими войсками,
воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в
локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое
развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать
осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений в области
обеспечения военной безопасности Российской Федерации является
эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах
необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически
важных регионах мира. Размещение в них на договорной и
международно-правовой основе, а также на принципах партнерства
ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил
Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России
выполнять свои обязательства, содействовать формированию
устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать
возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию
в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических
целей государства.
Российская Федерация рассматривает возможность применения
военной силы для обеспечения своей национальной безопасности,
исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств,
включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения
вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны допускается в строгом
соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан,
территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного
изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России
принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и
конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться
без ущерба для развития новых технологий и научно-технических
возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной
техники и укрепления позиций российских производителей на мировом
рынке вооружений.
Требуется создать все необходимые условия для организации
приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных
исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и
безопасности государства перспективного и опережающего
научно-технического задела.
Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере
являются:
создание необходимой нормативной правовой базы;
развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
противодействие экономической, демографической и
культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны
других государств;
пресечение деятельности транснациональной организованной
преступности, а также незаконной миграции;
осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности
пограничного пространства государств - участников Содружества
Независимых Государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации являются:
реализация конституционных прав и свобод граждан Российской
Федерации в сфере информационной деятельности;
совершенствование и защита отечественной информационной
инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное
пространство;
противодействие угрозе развязывания противоборства в
информационной сфере.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее
развитие возможностей разведки и контрразведки в целях
своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Система обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными
программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения
национальной безопасности, осуществляющие меры политического,
правового, организационного, экономического, военного и иного
характера, направленные на обеспечение безопасности личности,
общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий
определяются соответствующими законодательными актами Российской
Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации принимают участие:
Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих
конституционных полномочий органами и силами обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует
действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с
законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и
упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной
безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по
проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях
Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции
национальной безопасности Российской Федерации, определяет
направления текущей внутренней и внешней политики страны;
Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе
Конституции Российской Федерации по представлению Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует
законодательную базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации - в пределах своих
полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в
области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
координирует деятельность федеральных органов исполнительной
власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;
Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по
упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности
Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской
Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает
предложения в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных
положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации,
координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной
безопасности, контролирует реализацию федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации решений в этой области;
федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают
исполнение законодательства Российской Федерации, решений
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации;
в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые
акты в этой области и представляют их Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации -
взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по
вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации,
а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской
Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации;
совместно с органами местного самоуправления проводят
мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и
организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной
безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят
в федеральные органы исполнительной власти предложения по
совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации.
* * *
Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать
свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические
институты, сложившаяся структура органов государственной власти
Российской Федерации, широкое участие политических партий и
общественных объединений в реализации Концепции национальной
безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития
России в XXI веке.
____________
</p>