ре гражданской авиации, утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к реестру аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и порядок ведения такого реестра.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляет организацию и проведение обязательной сертификации, проводит аккредитацию сертификационных центров и испытательных лабораторий, утверждает перечень областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, ведет реестр аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 14.03.2022 № 56-ФЗ)
Статья 83. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок проведения обязательной сертификации указанного оборудования и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2. Юридическими лицами, осуществляющими разработку светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, разрабатываются сертификационные базисы в целях проведения обязательной сертификации указанного оборудования (далее - сертификационный базис оборудования).
3. Сертификационные базисы оборудования содержат требования, необходимые для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и безопасной эксплуатации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, и разрабатываются с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации, федеральных авиационных правил, национальных стандартов Российской Федерации, определяющих технические и эксплуатационные требования к указанному оборудованию.
4. Сертификационные базисы оборудования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
5. Обязательная сертификация оборудования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, и завершается выдачей:
1) сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, планируемых к серийному изготовлению, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования и конструкция такого оборудования признана в качестве типовой;
2) сертификата единичного экземпляра оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования.
6. Порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок разработки и утверждения сертификационных базисов оборудования;
2) последовательность процедур проведения обязательной сертификации в целях выдачи сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, а также в целях выдачи сертификата единичного экземпляра оборудования;
3) требования к документам, представляемым разработчиком нового оборудования и модернизированного оборудования, разработчиком или владельцем единичного экземпляра оборудования в целях проведения обязательной сертификации, включая требования к содержанию таких документов;
4) перечень документов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, и порядок их проверки;
5) порядок проведения сертификационных испытаний типовой конструкции нового оборудования и модернизированного оборудования, единичного экземпляра оборудования, а также виды таких испытаний;
6) требования к документам, оформляемым по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта, включая требования к содержанию таких документов;
7) порядок оформления документов по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;
8) перечень документов, подтверждающих соответствие типовой конструкции нового и модернизированного оборудования, а также единичного экземпляра оборудования сертификационному базису оборудования;
9) основания и порядок выдачи сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, основания и порядок внесения в них изменений, основания и порядок замены таких сертификатов;
10) основания для отказа в выдаче, отказа во внесении изменений, отказа в замене сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
11) формы сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
12) порядок проведения сертификации оборудования на этапе его серийного изготовления, включая порядок подтверждения его соответствия ранее выданному сертификату типа.
7. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования типовой конструкции или единичного экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на разработчика такого оборудования либо разработчика изменений типовой конструкции такого оборудования.
8. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования каждого серийно производимого экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на изготовителя такого экземпляра оборудования.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 04.08.2023 № 487-ФЗ)
Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации
1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
3. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.03.2023 № 65-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.02.2020 № 21-ФЗ)
5. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
6. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
7. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
8. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
Статья 10. Приостановление действия сертификатов и их аннулирование
(Наименование в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
Статья 11. Использование воздушного пространства
1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства
1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимаются установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства. (В редакции федеральных законов от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ)
Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Статья 14. Организация использования воздушного пространства
1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:
1) установление структуры и классификации воздушного пространства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ)
2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;
3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ)
4) организацию воздушного движения, представляющую собой:
обслуживание (управление) воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
5) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ)
Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Структура воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Порядок использования воздушного пространства
В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ)
Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.12.2007 № 332-ФЗ)
2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.
Статья 181.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ
Статья 20. Виды авиации
Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Статья 21. Гражданская авиация
1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 253-ФЗ)
3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ)