У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


             Об Основных направлениях государственной
                         семейной политики

          (В редакции Указа Президента Российской Федерации
                      от 05.10.2002 г. N 1129)

     В целях  формирования   идеологии   государственной   семейной
политики    в    современных    социально-экономических    условиях
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемые Основные направления государственной
семейной политики.
     2. Правительству   Российской   Федерации  учитывать  Основные
направления государственной  семейной  политики  при  разработке  и
проведении социально-экономической политики в Российской Федерации.
     Считать главными   направлениями   государственной    семейной
политики:
     обеспечение условий для  преодоления  негативных  тенденций  и
стабилизации  материального положения российских семей,  уменьшения
бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
     обеспечение работникам,  имеющим детей,  благоприятных условий
для  сочетания  трудовой  деятельности   с   выполнением   семейных
обязанностей;
     кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
     усиление помощи семье в воспитании детей.
     3. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации и органам местного самоуправления разработать
региональные  программы  семейной  политики   с   учетом   Основных
направлений государственной семейной политики, а также обеспечивать
приоритетное финансирование этих программ.


     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     14 мая 1996 года
     N 712
     ________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 14 мая 1996 г.
     N 712


      Основные направления государственной семейной политики


          (В редакции Указа Президента Российской Федерации
                      от 05.10.2002 г. N 1129)

                            I. Введение

     1. Основные  направления  государственной  семейной   политики
разработаны исходя из:
     непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
     понимания важности   семьи   в   жизни  общества,  ее  роли  в
воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и
прогресса;
     признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также
принятия   специальных   мер   их  социальной  поддержки  в  период
социально-экономической трансформации общества;
     учета потребности  в  определении  идеологии,  основной цели и
первоочередных мер государственной семейной политики в  современных
условиях.
     2. Государственная семейная политика является составной частью
социальной  политики  Российской  Федерации  и  представляет  собой
целостную  систему  принципов,  оценок  и   мер   организационного,
экономического,      правового,      научного,     информационного,
пропагандистского и кадрового характера,  направленных на улучшение
условий и повышение качества жизни семьи.
     3. Объектом государственной семейной политики является  семья.
Сегодня  преобладающим  типом  российской  семьи  является  простая
семья,  состоящая из супругов с детьми или без них,  - 67 процентов
семей.
     Еще 12 процентов супружеских пар живут с  одним  из  родителей
супругов  или с другими родственниками.  Сложных семей,  включающих
две или более супружеские пары,  в  семейной  структуре  всего  3,4
процента.
     Все возрастающую  долю  семей  составляют  неполные семьи -  13
процентов.  В  подавляющем  большинстве  случаев это семьи одиноких
матерей,  разведенных женщин и вдов с детьми,  в которых один, реже
два ребенка.
     4. Субъектами  государственной  семейной  политики   выступают
органы   законодательной  и  исполнительной  власти  всех  уровней,
работодатели,  общественные   объединения,   политические   партии,
профессиональные  союзы,  религиозные конфессии,  благотворительные
фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.
     5. Государственная  семейная  политика  может быть эффективной
лишь в том случае,  когда она является  органичным  элементом  всей
социальной  политики,  взаимосвязанным со всеми ее направлениями на
стадиях выработки, принятия и реализации решений.
     6. Содержание  государственной  семейной  политики находится в
прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.
     В настоящее  время,  в  условиях  выхода  страны  из  кризиса,
необходимо   обеспечить   преодоление   негативных   тенденций    и
стабилизацию  положения  семьи,  а  также  создание предпосылок для
улучшения ее жизнедеятельности в будущем.
     Учитывая невозможность      разработки      конкретных     мер
государственной   семейной   политики    без    детальной    оценки
социально-экономической   ситуации,  которая  сложится  в  условиях
стабилизации  и  подъема,  Основные   направления   государственной
семейной  политики включают в себя только неотложные мероприятия на
переходный период.
     Приоритетность мер     государственной    семейной    политики
определяется на основе оценки остроты и значимости  проблем  семьи,
степени  их влияния на реализацию основных функций семьи,  учитывая
при  этом  ограниченность  финансовых  и   ресурсных   возможностей
государства.
     7. Ориентация   на   приоритет   общечеловеческих   ценностей,
построение  социального  правового  государства  на демократических
основах,  как это установлено  Конституцией  Российской  Федерации,
определяют   соотнесение   государственной   семейной   политики  с
положениями  таких  международно-правовых   актов,   как   Всеобщая
декларация  прав  человека,  Международный  пакт  об экономических,
социальных и культурных правах,  Конвенция о ликвидации  всех  форм
дискриминации  в  отношении  женщин,  Конвенция  о  правах ребенка,
Венская декларация и Программа действий  Всемирной  конференции  по
правам   человека,   Пекинская   декларация  и  Платформа  действий
четвертой Всемирной конференции по  положению  женщин,  а  также  с
документами Международной организации труда,  Всемирной организации
здравоохранения,  Детского  фонда  ООН   и   других   международных
организаций.

            II. Цель государственной семейной политики

     8. Цель   государственной   семейной  политики  заключается  в
обеспечении государством необходимых условий для реализации  семьей
ее функций и повышении качества жизни семьи.

              III. Основные принципы государственной
                         семейной политики

     9. Самостоятельность и автономность семьи в  принятии  решений
относительно    своего    развития.   Экономические,   правовые   и
идеологические меры государственной  семейной  политики  должны  не
регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию,
предоставлять возможность выбора форм поддержки.
     10. Равенство  семей  и  всех  их  членов в праве на поддержку
независимо  от   социального   положения,   национальности,   места
жительства и религиозных убеждений.
     11. Приоритет  интересов   каждого   ребенка   независимо   от
очередности  рождения  и  от того,  в какой семье он воспитывается.
Меры  семейной  политики  должны  быть  направлены  на  обеспечение
выживания   и   защиты   ребенка,   его  полноценного  физического,
психического, интеллектуального и социального развития.
     12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более
справедливого  распределения  семейных  обязанностей,  а  также   в
возможностях  самореализации  в  трудовой  сфере  и  в общественной
деятельности.
     13. Единство  семейной  политики на федеральном и региональном
уровнях.  Утверждение  Президентом  Российской  Федерации  Основных
направлений   государственной   семейной   политики  и  обеспечение
предоставления   семье   установленных   на   федеральном    уровне
минимальных  социальных гарантий и льгот;  их дополнение и развитие
на  уровне  субъектов  Российской  Федерации  и  органов   местного
самоуправления.
     14. Партнерство    семьи     и     государства,     разделение
ответственности    за   семью,   сотрудничество   с   общественными
объединениями,       благотворительными       организациями       и
предпринимателями.
     15. Принятие на себя государством обязательств по  безусловной
защите   семьи   от  нищеты  и  лишений,  связанных  с  вынужденной
миграцией,  чрезвычайными  ситуациями  природного  и   техногенного
характера, войнами и вооруженными конфликтами.
     16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении
гарантий  по  поддержанию  социально  приемлемого  уровня жизни для
нетрудоспособных членов  семьи  и  создание  экономически  активным
членам  семьи  условий  для  обеспечения благосостояния на трудовой
основе.
     17. Преемственность   и   стабильность   мер   государственной
семейной  политики.  Сохранение  достигнутых  социальных   гарантий
поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

             IV. Основные направления государственной
                         семейной политики

     18. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и
стабилизации  материального положения семей,  уменьшение бедности и
увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
     а) меры  по  стабилизации ситуации на рынке труда,  сокращению
уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты
работников,  высвобождаемых  в результате банкротства и структурной
перестройки организаций,  с учетом семейного положения  работников,
числа иждивенцев, в том числе детей;
     б) усиление гарантий занятости на рынке труда  для  работников
из   семей,  нуждающихся  в  повышенной  социальной  защите  (семей
одиноких и многодетных родителей,  инвалидов,  пенсионеров),  путем
стимулирования  создания  для  таких работников специальных рабочих
мест,  обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки,
предоставления налоговых или иных льгот организациям,  использующим
их труд;
     в) поддержку  развития  индивидуальной  трудовой деятельности,
семейного предпринимательства и фермерства;
     г) обеспечение  государственных гарантий общеобразовательной и
профессиональной подготовки несовершеннолетней  молодежи,  особенно
профессиональной    подготовки   с   последующим   трудоустройством
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     д) обеспечение условий для установления фактического равенства
прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда,  для  повышения
конкурентоспособности  женской  рабочей  силы,  адаптации  женщин к
новым экономическим отношениям;
     е) учет  при  совершенствовании налоговой политики в отношении
физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен
и   тарифов   для   населения   необходимости  содержания  семьи  с
нетрудоспособными членами за счет  трудовых  доходов  и  социальных
выплат,   достаточных   для   удовлетворения   основных   жизненных
потребностей   семьи,    включая    оплату    услуг    образования,
здравоохранения,  транспорта,  коммунального хозяйства,  культурных
учреждений;
     ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий,  охватывающей
поддержкой  все  семьи  с  несовершеннолетними  детьми;   поэтапное
увеличение  доли  расходов  на семейные пособия (включая пособия по
беременности и родам и по уходу за детьми в  возрасте  до  полутора
лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.
     Увеличение размеров  ежемесячного  пособия  на  детей   семьям
одиноких   матерей,  военнослужащих  срочной  службы  и  родителей,
которые уклоняются от уплаты алиментов.  Увеличение размеров пенсий
на  детей-сирот  и  детей-инвалидов.  Обеспечение  своевременной  и
полной   выплаты    семейных    пособий,    включая    приоритетное
финансирование  и  жесткий  государственный контроль на федеральном
уровне;
     з) повышение  гарантий материального обеспечения ребенка путем
усиления  государственного  контроля  за  своевременной  и   полной
выплатой   алиментов;  заключение  с  государствами  -  участниками
Содружества   Независимых   Государств,   государствами    ближнего
зарубежья  и  другими  государствами  договоров,  предусматривающих
выполнение  гражданами  этих  государств  и  гражданами  Российской
Федерации обязанностей по содержанию детей;
     и) расширение  натуральных  выдач,  льгот   и   дополнительных
целевых  выплат  семьям  с  детьми в субъектах Российской Федерации
путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в
зависимости      от      семейного      состава     населения     и
социально-экономического и демографического развития регионов;
     к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и
муниципального  жилья.  Кредитование  и  частичное   субсидирование
семей,   осуществляющих   строительство   и   приобретение   жилья.
Сохранение  льготности  обеспечения   жильем   многодетных   семей,
неполных   семей,  семей  с  инвалидами.  Обеспечение  экономически
обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров
его оплаты, аренды и найма.
     19. Обеспечение  работникам,  имеющим   детей,   благоприятных
условий  для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных
обязанностей, включая:
     а) распространение   на   отца   прав  на  льготы  в  связи  с
воспитанием   детей,   предоставляемые   в   настоящее   время   на
производстве женщине-матери;
     б)   усиление   государственного   контроля   за   соблюдением
законодательства  Российской  Федерации  в  части  правовой  защиты
интересов  работающих  членов  семьи, мужчин, женщин и подростков в
сфере  труда независимо от формы собственности организации, где они
заняты,  в  том  числе  в  случае безработицы, при приеме на работу
женщин  и  несовершеннолетних, при прекращении трудового  договора,
по   обеспечению   гарантий  и  льгот,  предоставляемых  работающим
женщинам в связи с материнством; (В   редакции   Указа   Президента
Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129)
     в) введение  экономических  стимулов   и   льгот,   повышающих
заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой
семейной нагрузкой,  в том числе  на  условиях  неполного  рабочего
времени, по гибкому графику или на дому;
     г) бесплатную   профессиональную   переподготовку,   повышение
квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой
деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
     д) обеспечение  доступности  для всех детей детских дошкольных
учреждений путем развития  сети  таких  учреждений  различных  форм
собственности.  Субъекты  Российской  Федерации  и  органы местного
самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство,  ремонт
и   текущее   содержание  подведомственных  им  детских  дошкольных
учреждений и устанавливать доступную для  всех  семей  родительскую
плату;
     е) развитие  сети  доступных  для   всех   семей   внешкольных
учреждений,  летних  оздоровительных лагерей для школьников в целях
обеспечения гармоничного художественного,  духовно-нравственного  и
физического развития детей и подростков,  а также надзора за детьми
в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
     20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
     а) доступная для  всех  семей  медицинская  помощь  на  основе
сочетания  бесплатной  медицинской  помощи  и платного медицинского
обслуживания;
     б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям
до 18 лет;
     в) профилактика      врожденной     инвалидности,     развитие
медикогенетической помощи населению,  совершенствование и внедрение
перинатальных  технологий  для  ранней  диагностики плода,  системы
обязательного    скринингового    обследования     беременных     и
новорожденных;
     г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая
квалифицированное    восстановительное   лечение,   протезирование,
санаторное  лечение,  реабилитационные  мероприятия,  разработку  и
выпуск  специальных тренажеров,  приспособлений,  колясок,  мебели,
спортивного  инвентаря.  Создание  и  внедрение  программ  обучения
родителей  основам  реабилитации и воспитания детей с физическими и
умственными недостатками;
     д) развитие  учреждений социального обслуживания семьи в целях
оказания услуг по уходу за детьми,  престарелыми и больными членами
семьи,  материальной  и  консультативной  поддержки  нуждающихся  в
посторонней  помощи  семей,  отдельных  членов  семьи  в  кризисных
ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных
женщин,  матерей с детьми,  одиноких несовершеннолетних матерей,  а
также  обеспечение  проживающих  в указанных учреждениях правовой и
психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;
     е) развитие  системы  охраны  репродуктивного  здоровья семьи.
Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное
просвещение,  особенно подростков, по вопросам полового воспитания,
безопасного  материнства,  профилактики  заболеваний,  передающихся
половым путем.
     21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
     а) государственной   финансовой   поддержки  издания  массовым
тиражом и распространения книг по воспитанию  ребенка  и  уходу  за
ним, по проблемам семейных отношений;
     б) распространения  специальной  литературы  для  семьи  среди
молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
     в) запрета на изготовление,  распространение и  рекламирование
печатных   изданий,  изображений,  видеокассет  или  иных  изделий,
пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
     г) государственной    координации   и   финансовой   поддержки
нравственного,  этического и экологического просвещения населения и
введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских
дошкольных  учреждениях,  общеобразовательных  и   профессиональных
учебных заведениях;
     д) формирования  и  укрепления   комиссий   по   защите   прав
несовершеннолетних;
     е) создания системы специализированных  социальных  служб  для
безнадзорных  детей и подростков (подкинутых;  утративших семейные,
родственные и другие социальные связи;  отказавшихся жить  в  семье
или  в учебно-воспитательных учреждениях;  оставшихся без попечения
родителей или лиц,  их заменяющих;  не  имеющих  постоянного  места
жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество;
подвергшихся любым формам физического или психического насилия);
     ж) совершенствования   деятельности   органов  внутренних  дел
Российской Федерации,  органов  образования  и  здравоохранения  по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

           V. Механизмы реализации Основных направлений
                 государственной семейной политики

     22. Для   обеспечения   постоянно    действующего    механизма
управления  необходимо  укрепить  или создать в составе федеральных
органов исполнительной власти социальной направленности специальные
подразделения  для  разработки  и  реализации  мер  государственной
семейной политики (в пределах их компетенции).
     23. Обеспечивать    государственную   поддержку   деятельности
общественных объединений,  благотворительных  фондов,  занимающихся
проблемами семьи.
     24. Обеспечивать  своевременную  и  полную   реализацию   всех
федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе
федеральной программы "Дети России", имеющей статус президентской.
     25. Создать  надежный  механизм финансирования государственной
семейной  политики.  Рассмотреть   возможность   финансирования   в
перспективе  из  федерального  бюджета  и  федеральных внебюджетных
фондов  мер  государственной  семейной  политики,  определенных   в
качестве   федеральных   социальных  гарантий.  Активно  привлекать
внебюджетные   средства,   в   том   числе   средства   частных   и
благотворительных фондов, страховых фондов.
     26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации,
разработать  предложения по обеспечению его соответствия изложенным
в Основных направлениях государственной семейной политики принципам
государственной семейной политики.
     27. Осуществлять экспертизу всех законопроектов с точки зрения
оценки   влияния   принимаемых  мер  на  положение  семьи,  условия
реализации ею своих функций.
     28. Разработать  и реализовать программы правового просвещения
семьи,  разъясняющие права семьи и  ее  членов  на  государственную
поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования,
социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.
     29. Обеспечить    изучение   экономических,   демографических,
правовых,   педагогических,    социально-психологических    проблем
российских   семей.   Предусмотреть  координацию  и  финансирование
научных исследований.
     30. Осуществлять  постоянный  мониторинг  положения российских
семей.  В  целях  обеспечения  информирования  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов  государственной  власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о
проблемах  семей  подготавливать  национальные  доклады о положении
российских семей.
     31. Совершенствовать  социальную и демографическую статистику,
характеризирующую положение российских семей.
     Обеспечить своевременную   и   полную   разработку  материалов
предстоящей Всероссийской переписи  населения  1999  года  в  части
социально-экономических  и  демографических характеристик семей как
важнейшего источника данных о положении семей.
     32. Сотрудничать  со  средствами  массовой  информации в целях
обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.
     33. В  целях  кадрового  обеспечения  разработки  и реализации
государственной  семейной  политики  осуществлять   в   необходимых
количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских
кадров,  а также специалистов широкого профиля по работе с  семьей:
социальных работников,  педагогов,  юристов,  демографов,  медиков,
психологов, социологов и других.
     Разрабатывать специальные  учебные программы,  обеспечивать их
научной и методической литературой, справочными пособиями.


                          _______________