<p>УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 19.07.2018 г. N 444)
В целях осуществления прорывного научно-технологического и
социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения
численности населения страны, повышения уровня жизни граждан,
создания комфортных условий для их проживания, а также условий и
возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого
человека п о с т а н о в л я ю:
1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение
следующих национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности
населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет
(к 2030 году - до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а
также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации,
увеличение количества организаций, осуществляющих технологические
инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в
экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших
экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых
при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе
инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в
обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе,
высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора,
развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного
высококвалифицированными кадрами.
2. Правительству Российской Федерации:
а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления
деятельности Правительства Российской Федерации на период до
2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и
ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определенных
пунктом 1 настоящего Указа;
б) в соответствии с национальными целями, определенными
пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам национальные проекты (программы)
по следующим направлениям: (В редакции Указа Президента Российской
Федерации от 19.07.2018 г. N 444)
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
3. Правительству Российской Федерации при разработке
национальной программы в сфере демографического развития исходить
из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67
лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также
увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически
занимающихся физической культурой и спортом;
б) решение следующих задач:
внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении
детей;
создание условий для осуществления трудовой деятельности
женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной
доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в
возрасте до трех лет;
разработка и реализация программы системной поддержки и
повышения качества жизни граждан старшего поколения;
формирование системы мотивации граждан к здоровому образу
жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
создание для всех категорий и групп населения условий для
занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том
числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а
также подготовка спортивного резерва.
4. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере здравоохранения исходить из того, что
в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
снижение показателей смертности населения трудоспособного
возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от
болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс.
населения), смертности от новообразований, в том числе от
злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения),
младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими
осмотрами не реже одного раза в год;
обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе
для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных
местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь;
оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в
очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации,
упрощение процедуры записи на прием к врачу;
увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в
четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США
в год);
б) решение следующих задач:
завершение формирования сети медицинских организаций
первичного звена здравоохранения с использованием в сфере
здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости
строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и
фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью
населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом
использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах
с численностью населения менее 100 человек;
завершение формирования сети национальных медицинских
исследовательских центров;
создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на
основе единой государственной информационной системы в сфере
здравоохранения;
внедрение инновационных медицинских технологий, включая
систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния
здоровья пациентов;
обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения
квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного
образования медицинских работников, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий;
внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их
использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской
помощи;
разработка и реализация программ борьбы с онкологическими
заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития
детского здравоохранения, включая создание современной
инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
формирование системы защиты прав пациентов;
совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.
5. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере образования исходить из того, что в
2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций;
б) решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего
образования новых методов обучения и воспитания, образовательных
технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и
умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в
образовательный процесс, а также обновление содержания и
совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
формирование эффективной системы выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на
принципах справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех
лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и
консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное
образование в семье;
создание современной и безопасной цифровой образовательной
среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования
всех видов и уровней;
внедрение национальной системы профессионального роста
педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов
учителей общеобразовательных организаций;
модернизация профессионального образования, в том числе
посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких
образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими
гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых
профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области
цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях
предоставления гражданам возможностей для профессионального и
карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки
общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере
добровольчества (волонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных
граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего
образования и научных организациях, а также реализация комплекса
мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
6. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере жилья и городской среды исходить из
того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том
числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими
жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому
должна быть менее 8 процентов;
увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120
млн. квадратных метров в год;
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение
индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в
соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной
средой в два раза;
создание механизма прямого участия граждан в формировании
комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих
участие в решении вопросов развития городской среды, до 30
процентов;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания
жилищного фонда;
б) решение следующих задач:
совершенствование механизмов финансирования жилищного
строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных
ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств
для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости к другим формам финансирования жилищного
строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков
для них;
модернизация строительной отрасли и повышение качества
индустриального жилищного строительства, в том числе посредством
установления ограничений на использование устаревших технологий и
стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и
строительстве, совершенствование механизмов государственной
поддержки строительства стандартного жилья;
снижение административной нагрузки на застройщиков,
совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования
деятельности в сфере жилищного строительства;
обеспечение эффективного использования земель в целях
массового жилищного строительства при условии сохранения и развития
зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные
объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное,
оздоровительное и иное ценное значение;
создание механизмов развития комфортной городской среды,
комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом
индекса качества городской среды;
создание механизмов переселения граждан из непригодного для
проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных
прав, установленных законодательством Российской Федерации.
7. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в
2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
эффективное обращение с отходами производства и потребления,
включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г.
несанкционированных свалок в границах городов;
кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха
в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем
на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
повышение качества питьевой воды для населения, в том числе
для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными
системами централизованного водоснабжения;
экологическое оздоровление водных объектов, включая реку
Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал
и Телецкое;
сохранение биологического разнообразия, в том числе
посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных
территорий;
б) решение следующих задач:
формирование комплексной системы обращения с твердыми
коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию
территорий, на которых они размещены, создание условий для
вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов
производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах
Российской Федерации системы общественного контроля, направленной
на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное
обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация
наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных
центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск,
Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск,
Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих
городах негативного воздействия на окружающую среду;
применение всеми объектами, оказывающими значительное
негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического
регулирования, основанной на использовании наилучших доступных
технологий;
повышение качества питьевой воды посредством модернизации
систем водоснабжения с использованием перспективных технологий
водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями
оборонно-промышленного комплекса;
экологическая реабилитация водных объектов, в том числе
реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли
загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое
функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и
сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация
проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке
от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое,
Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала,
Печоры;
сохранение биологического разнообразия, включая увеличение
площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров,
реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для
экологического туризма в национальных парках, а также сохранение
лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках
вырубленных и погибших лесных насаждений.
8. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта по созданию безопасных и качественных
автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо
обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
увеличение доли автомобильных дорог регионального значения,
соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности
не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по
состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами
государственной власти субъектов Российской Федерации таких
нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований
безопасности автомобильных дорог;
снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального
значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности
на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных
происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два
раза по сравнению с 2017 годом;
снижение смертности в результате дорожно-транспортных
происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не
превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году -
стремление к нулевому уровню смертности);
б) решение следующих задач:
доведение в крупнейших городских агломерациях доли
автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их
общей протяженности до 85 процентов;
применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной
сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов
жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные
материалы до 100 процентов;
внедрение общедоступной информационной системы контроля за
формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней
(в 2019 году);
создание механизмов экономического стимулирования сохранности
автомобильных дорог регионального и местного значения;
внедрение новых технических требований и стандартов
обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых
технологий, направленных на устранение мест концентрации
дорожно-транспортных происшествий;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий
организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил
дорожного движения;
усиление ответственности водителей за нарушение правил</p>