Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 2020-03-28 15:50:00 Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 года. 1. Правительству Российской Федерации: а) в целях создания объектов жилищного строительства, социальной и транспортной инфраструктуры для привлечения и комфортного проживания обучающихся и работников образовательных и научных организаций обеспечить координацию мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Наука», по созданию научно-образовательных и научных центров мирового уровня, сети уникальных установок класса «мегасайенс» и мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Образование», «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок – 1 июля 2020 г.; б) актуализировать порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма на обучение по таким программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и порядок установления квоты приёма на целевое обучение, предусмотрев при этом: согласование органами государственной власти субъектов Российской Федерации общих объёмов контрольных цифр приёма на обучение по образовательным программам высшего образования всех уровней за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и их распределение между организациями, осуществляющими образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также квоты приёма на целевое обучение по специальностям и направлениям подготовки высшего образования; создание при Правительстве Российской Федерации координационного органа с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и крупнейших работодателей для решения вопросов, касающихся планирования и распределения контрольных цифр приёма на обучение по образовательным программам высшего образования, установления квоты приёма на целевое обучение. Срок – 1 сентября 2020 г.; в) с учётом ранее данного поручения об увеличении общего объёма контрольных цифр приёма на обучение по образовательным программам высшего образования предусмотреть поэтапное выделение на эти цели из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее 70 млрд. рублей к 2024 году. Доклад – до 1 сентября 2020 г., далее – ежегодно; г) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: участие представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в наблюдательных (попечительских, управляющих) советах федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и наделение этих советов функциями по согласованию и мониторингу реализации программ развития этих организаций; возможность финансового обеспечения реализации образовательных программ высшего образования, проведения научных исследований в федеральных образовательных организациях высшего образования и научных организациях и реализации программ развития этих организаций за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также участие субъектов Российской Федерации в формировании инфраструктуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций при условии выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в полном объёме; возможность выделения из бюджетов субъектов Российской Федерации без проведения дополнительных конкурсных процедур бюджетных ассигнований образовательным и научным организациям, реализующим по итогам проведённого на федеральном уровне конкурсного отбора проекты и мероприятия, условиями которых предусматривается обязательное финансовое участие субъектов Российской Федерации. Срок – 31 марта 2021 г.; д) организовать в целях повышения научного и образовательного потенциала образовательных организаций высшего образования и научных организаций работу: по объединению наиболее близких по характеру решаемых задач федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности с учётом особенностей развития отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации. Предусмотреть финансовую поддержку этих мероприятий; по реорганизации федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (их филиалов), признанных неэффективными по результатам мониторинга образовательной деятельности, обеспечив право обучающихся на завершение обучения в других федеральных государственных образовательных организациях. Доклад – до 30 ноября 2020 г., далее – ежегодно; е) обеспечить: включение в программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования разделов, отражающих участие этих организаций в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Срок – 1 марта 2021 г.; проведение анализа распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на обеспечение подготовки по образовательным программам высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки и увеличение объёмов таких бюджетных ассигнований, выделяемых образовательным организациям высшего образования, расположенным в различных субъектах Российской Федерации (за исключением г. Москвы и г.Санкт‑Петербурга), независимо от ведомственной принадлежности этих организаций, в том числе путём увеличения нормативных затрат на финансовое обеспечение реализации соответствующих образовательных программ. Доклад – до 31 июля 2020 г. и до 30 ноября 2020 г.; регулярное обновление списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют наличия среднего профессионального образования. При необходимости предоставить образовательным организациям право самостоятельно сокращать сроки обучения по этим профессиям при условии выполнения обучающимися требований к результатам освоения соответствующих образовательных программ. Доклад – до 1 сентября 2020 г., далее – ежегодно; реализацию пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе путём проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования. По итогам реализации пилотного проекта представить предложения о дальнейшем проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся. Доклад – до 1 декабря 2020 г., далее – ежегодно; реализацию в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по разработке и внедрению цифровой платформы прогнозирования потребности субъектов Российской Федерации и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах. Предусмотреть участие в реализации этого проекта работодателей и их объединений. По итогам реализации пилотного проекта представить предложения о внесении изменений в методику определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Доклад – до 31 мая 2021 г., далее – ежегодно; ж) принять меры по расширению автономии образовательных организаций высшего образования и сокращению избыточного государственного регулирования образовательной деятельности. В этих целях: обеспечить пересмотр перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени. Принять меры по их укрупнению, созданию условий для подготовки кадров с высшим образованием и проведению научных исследований на междисциплинарной основе. Учитывать необходимость сохранения особенностей подготовки кадров по программам специалитета для отдельных отраслей экономики; обеспечить предоставление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, права самостоятельно формировать профили образования внутри специальностей и направлений подготовки высшего образования в целях обеспечения подготовки кадров для новых и перспективных областей профессиональной деятельности; обеспечить привлечение специалистов-практиков к преподавательской работе в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе по совместительству, без предъявления к ним требований о наличии учёной степени, учёного звания, иных требований, касающихся наукометрических показателей. Доклад – до 30 октября 2020 г.; з) разработать и внедрить механизмы финансового обеспечения: реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе образовательных программ, предусматривающих выдачу документов об образовании и о квалификации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность (программы «двойных» дипломов); академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников; получения обучающимися дополнительной квалификации в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ. Срок – 1 октября 2020 г.; и) принять меры, направленные на стимулирование участия работодателей в модернизации инфраструктуры профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, закупках современного производственного оборудования и расходных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, а также меры, направленные на осуществление практической подготовки обучающихся на базе организаций работодателей. Предусмотреть право работодателя включать соответствующие расходы в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, а также право осуществлять мониторинг использования названной инфраструктуры. Срок – 15 декабря 2020 г.; к) рассмотреть вопросы: о введении образовательных программ «прикладного бакалавриата» по отдельным специальностям и направлениям подготовки и о возможности реализации таких программ отдельными профессиональными образовательными организациями; о расширении перечня юридических лиц, заключение договоров о целевом обучении с которыми даёт гражданину право на приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты, в том числе о включении в этот перечень организаций, признанных сельскохозяйственными товаропроизводителями; об установлении единых требований к приёму на обучение по образовательным программам высшего образования независимо от формы и условий получения поступающими среднего общего образования (в том числе при получении такого образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования). Доклад – до 30 июня 2020 г.; л) в целях обеспечения российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций, научно‑образовательных и научных центров мирового уровня высококвалифицированными научными и научно‑педагогическими кадрами: предусмотреть при проведении конкурса по распределению контрольных цифр приёма на обучение по образовательным программам подготовки научно‑педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) учёт наличия у организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, государственного задания, грантов и других источников финансирования научных исследований и разработок, которые могут быть использованы для организации научной деятельности аспирантов (адъюнктов). Срок – 1 июля 2020 г.; обеспечить поэтапное увеличение квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам подготовки научно‑педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотрев для аспирантов обязательство по проведению научного исследования и представлению диссертации к защите в установленные сроки получения образования, а для заказчиков целевого обучения – обязательство по трудоустройству аспиранта в научной организации или образовательной организации высшего образования (в том числе в период обучения) и оказанию ему мер поддержки. Доклад – до 1 февраля 2021 г. и до 15 декабря 2023 г.; м) в целях повышения эффективности государственной поддержки студентов, аспирантов и молодых исследователей обеспечить: разработку механизмов доступа студентов, аспирантов и молодых исследователей, являющихся получателями установленных на федеральном уровне специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования, в том числе стипендий, грантов и премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, к научному оборудованию образовательных организаций высшего образования и научных организаций, необходимому для решения задач, предусмотренных условиями получения соответствующих поощрений и мер стимулирования; систематизацию олимпиад, иных интеллектуальных (творческих) конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий, а также иных видов деятельности обучающихся, результаты которых учитываются при предоставлении им специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования на федеральном уровне; анализ условий и порядка предоставления на федеральном уровне специальных денежных поощрений студентам, аспирантам и молодым исследователям, оказания иных мер стимулирования, в том числе условий и порядка предоставления стипендий, грантов и присуждения премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. По результатам проведённого анализа представить предложения об упразднении неэффективных и дублирующих мер стимулирования, а также об увеличении размеров специальных денежных поощрений, признанных эффективными. Срок – 1 августа 2020 г.; н) рассмотреть вопрос о проектировании и создании в Российской Федерации принципиально нового перспективного источника синхротронного излучения, превосходящего по техническим характеристикам имеющиеся и проектируемые иностранные аналоги, а также новейшего отечественного научно‑образовательного медицинского центра ядерной медицины. Определить источники финансового обеспечения этих мероприятий и при необходимости обеспечить внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, в паспорт национального проекта «Наука», а также внести необходимые изменения в свои нормативные правовые акты. Срок – 1 июня 2020 г. Ответственный: Мишустин М.В. 2. Администрации Президента Российской Федерации направить в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся повышения роли субъектов Российской Федерации в подготовке кадров для отраслей экономики и социальной сферы, подготовленные высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Срок – 31 марта 2020 г. Ответственный: Левитин И.Е. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации: а) создать при высших должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации координационные и (или) совещательные органы по вопросам высшего образования и науки; б) расширять практику заключения договоров о целевом обучении со студентами образовательных организаций высшего образования в целях обеспечения кадровых потребностей отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации. Доклад – до 1 октября 2020 г. Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.